Составитель: Дмитриева Т.Г.
Познавательное развитие ребенка – сложный процесс. Он имеет свои направления, закономерности и особенности. Еще В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь мира.
Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать самих дошкольников в познание реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта. Исследовательская поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, и он познает этот мир путем экспериментирования. Достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими изучаемыми объектами и со средой обитания.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Основная задача в поисково-исследовательской деятельности дошкольника – возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.
Методы и приемы, обеспечивающие реализацию познавательной деятельности:
-
проблемные ситуации: «Почему сухой песок рассыпается, а мокрый лепится?»);
-
игры-экспериментименты;
-
метод выбора (наблюдение, беседа, эксперимент, описание и др.);
-
вопросы, стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие его успех в познании мира: «Доволен ли ты собой как исследователь?».
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности – опыты. Их можно проводить как во время организованной деятельности, так и в самостоятельной. Опыты способствуют развитию у детей мышления, логики, творчества, позволяют показать наглядно связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставили детям возможность самим найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», дали обильную пищу детскому любопытству и пользуются большой популярностью.
Дети с огромным удовольствием проводят опыты с бумагой, тканью, резиной, пластмассой, песком, глиной. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокус, они необычны, а главное, ребята всё проделывают сами. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к предметам, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям.
Одним из важных моментов является то, что при проведении опытов дети становятся активными участниками. Дети лучше учатся чему-либо, если сами включаются в работу. Практическое соприкосновение с жизнью и есть тот метод, благодаря которому дети познают мир, явления природы. Они становятся раскованнее, могут отстаивать свою точку зрения. Эта работа помогает развить у детей мелкую моторику рук, некоторым перешагнуть через робость, неуверенность в своих силах.
Необходимо вместе с ребятами обсуждать тот результат, который получился в реальной жизни, и не нужно пытаться подогнать его под представления, которые кажутся правильными. В процессе экспериментов идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения, классификации, обобщения. В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно.
Игры-занятия также побуждают детей к самостоятельному поиску способов действия, проявлению творчества. Дети учатся задавать вопросы: «Как это делать?», обращаются с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если…», учатся сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство; самостоятельно задумывают опыт, распределяют обязанности между собой, сами делают выводы. Такие игры направлены на формирование у детей умения вычленять существенные признаки материалов, понимать причинно-следственные связи между материалами и познанием предметов; дает возможность детям увидеть трудности и каждому самостоятельно справиться с ними.
В завершении хотелось бы напомнить, только через действия ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.