Конспект образовательной деятельности по социально-нравственному развитию в старшей группе №08 «Смешарики»
«Дорогою добра!»
Подготовила воспитатель: Дубровина Любовь Витальевна.
Цель: создать условиядля формирования в сознании детей понятия «доброта».
Задачи:
- расширить знание детей о доброте и ее роли в жизни каждого человека;
- продолжать формировать представление о том, что доброта, вежливость есть проявление красоты души;
- расширить словарный запас детей;
- подвести их к пониманию доброты, как основы взаимоотношений между людьми.
В начале занятия воспитатель предлагает детям пройти к стульчикам по двум дорожкам приготовленным заранее.( одна дорожка длинная и извилистая, другая короткая и прямая). Дети присаживаются на выбранные для себя стульчики.
Воспитатель: «Доброта». Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает.
- А как вы думаете, что такое «добро»? Доброта?(ответы). Знаете, а добро бывает разное. Одно добро - это сокровища: книги, картины, игрушки, драгоценности. Такое добро можно увидеть и даже потрогать руками. Другое добро можно услышать - это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Как вы думаете, что это за добро?(ответы) доброта должна жить в ваших сердцах.
- Каждый человек должен иметь добрую душу, добрые слова, чтобы всем помогать, кто попал в беду и, конечно, всех любить. А как говорят о таких людях? Какие они?(ответы)Действительно, о таких людях говорят: «Это добрый человек». А добрые дела добрых людей называют добрыми поступками.
Воспитатель: А как вы понимаете выражение «быть добрым человеком»?
а) Быть заботливым, стараться сделать людям что-нибудь хорошее.
б) Разговаривать с людьми вежливо.
в) Если товарищ не знает, как правильно поступить или что-то сделать, надо показать ему, научить его.
г) Если человек добрый, он заметит, что что-то грустит, придумает, как развеселить человека, вместе с ним порадуется.
д) Добрый человек щедрый, делится всем, чем может, замечает, что кому-то нужна помощь.
е) Добрый человек уважает старших, не дерзит, не перебивает во время разговора.
ж) Он любит природу, бережно к ней относится.
з) Добрый человек заботится о родителях.
и) При разговоре с людьми смотрит в глаза ласково.
к) Добрый человек – добродушный.
Воспитатель: В словаре С.И. Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро – это все положительное, хорошее, полезное.
Воспитатель: В народе всегда относились к доброте по-особому. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно». Я буду называть 1-ю часть пословицы, а вы – вторую.
1. Делать добро - … (спеши).
2. На добрый привет - … (добрый ответ).
3. Про доброе дело - …. (говори смело).
4. Жизнь дана на - … (добрые дела).
5. Доброе слово человеку -… (что дождь в засуху).
6. Доброе слово железные ворота … (отворяет).
7. Добрые дела … (красят человека).
8. Без добрых дел … (нет доброго имени).
9. Злой не верит, что есть … (добрые люди).
- Дети вспомните слова и словосочетания, в которых «спряталось «добро». (Добродушный, доброта, добросердечный, доброжелательный, добрососедство, добропорядочный, доброго здоровья, добросовестный, добронравный, добрый день и т.д.)
Воспитатель : Я думаю, вы согласитесь со мной: если к человеку отнестись с добротой, то и ему в ответ захочется поделиться с другим человеком, словно улыбкой, своей добротой. Она такая добрая, ласковая, приветливая. Я хочу, чтобы вы все подружились с улыбкой.
Динамическая пауза «Если нравится тебе, то делай так»
Если нравится тебе, то делай так: хлоп-хлоп.(2 раза)
Если нравится тебе, то и другим ты покажи,
Если нравится тебе, то делай так: хлоп-хлоп.
Если нравится тебе, то делай так: шлеп-шлеп.(2 раза)
Если нравится тебе, то и другим ты покажи,
Если нравится тебе, то делай так: шлеп-шлеп. (по коленям)
Если нравится тебе, то делай так: тук-тук.(2 раза)
Если нравится тебе, то и другим ты покажи,
Если нравится тебе, то делай так: тук-тук.
Если нравится тебе, то делай так: топ-топ.(2 раза).
Если нравится тебе, то и другим ты покажи,
Если нравится тебе, то делай так: топ-топ.
Если нравится тебе, то делай так: ай-ай.(2 раза)
Если нравится тебе, то и другим ты покажи,
Если нравится тебе, то делай так: ай-ай.
(Качать головой вправо-влево. Руками поддерживать щеки.)
Если нравится тебе, то делай так: хлоп-хлоп, шлеп-шлеп, тук-тук, топ-топ, ай- ай.(2 раза)
Если нравится тебе, то и другим ты покажи,
Если нравится тебе, то делай так: хлоп-хлоп, шлеп-шлеп, тук-тук, топ-топ, ай-ай.
«Добрые сказки» .Педагог предлагает детям рассмотреть вопрос о добре и зле в русских народных сказках на примере образов героев.
Воспитатель: Сказки помогают нам понять, что такое добро и зло? Издавна фантазией людей были созданы представители зла. Кто это? ( Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Соловей-разбойник…).Почему?
- А кого из представителей добрых сил вы знаете? (Василиса Премудрая, Варвара-краса - длинная коса, Елена Прекрасная, Марья-искусница).Какие были они?
Всегда ли нам удается быть добрыми и терпеливыми? (ответы детей)
Познакомить детей с техникой отвлечения от гнева: глубокое дыхание, перестать думать о событие, учиться словами выражать своё настроение, использовать подушку и бумагу…)
Провести игру на формирование навыков альтернативы агрессии: «Обзывалки». Передавая мяч по кругу, предложить детям называть друг друга необидными словами. Это могут быть названия овощей, фруктов, цветов…
Игра–обсуждение проблемной ситуации. Детям предлагается повторить два типа ответов: агрессивный и уверенный человек.
1 ситуация - товарищ забыл вернуть любимую игрушку….
2 ситуация – наступили нечаянно на ногу…
3 ситуация – одному из детей не хватило кубиков для постройки…
Воспитатель: Ребята, помните две дорожки по которым вы пришли сюда, какую бы из них вы сравнили с дорогою добра и почему? (ответы детей)
- Дети внимательно послушайте стихотворение и скажите, с чем сравнивается доброта? (читают дети)
«Доброта» (Н. Тулупова)
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта то роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Воспитатель : С чем бы еще вы сравнили доброту? (ответы детей). Давайте её нарисуем!
Звучит песня «Иди, мой друг, дорогою добра». (Автор текста Энтин Ю. КомпозиторМинков М.
Оформляется выставка рисунков.