Основной смысл образовательного процесса - развитие личности воспитанника, его субъектности и индивидуальности. Но педагог не справится с поставленной задачей в одиночку. Необходимо привлекать родителей, сформировать у них субъектную позицию как участника образовательного процесса.
Не секрет, что проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход.
Перед нами стоит цель – создание необходимых условий для формирования субъект - субъектных взаимоотношений всех участников образовательного процесса. В этой связи возникла необходимость поиска эффективных путей вовлечения родителей в образовательный процесс в качестве субъектов и таких форм работы, которые обеспечат полноценное сотрудничество обеих сторон.
Условно всю работу можно разделить на 4 блока: аналитический, наглядно-информационный, познавательный и досуговый.
Основной задачей аналитического блока является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника. Только на аналитической основе возможно повышение эффективности работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Одной из значимых форм работы в этом блоке является посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. Посещение приносит пользу и родителям, и педагогу: родители получают представление о том, как воспитатель общается с ребенком, имеют возможность в привычной для себя обстановке задать волнующие их вопросы относительно воспитания своего ребёнка, а педагогу позволяет познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме, традициями семьи.
Использование форм работы наглядно – информационного блока позволяет показать родителям образовательный процесс, методы работы, помогает пересмотреть приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Всегда с большим удовольствием родители рассматривают работы детей, представленные на специальной выставке.
Чтобы информационные стенды, действительно помогали в деле воспитания детей, необходимо:
- Разместить в разделе постоянной информации годовой комплексно-тематический план реализации основной общеобразовательной программы. Родители будут иметь общее представление о содержании работы с детьми в группе в течение года.
- Раскрывать для родителей краткое содержание каждой темы, отразив в ней всю работу с детьми в детском саду. Родители должны знать, что освоят их дети за данный период времени, какими способностями овладеют, а также как организовать деятельность ребенка дома, чем с ним позаниматься, какие места посетить и с какой целью.
Как вы видите одна из форм работы этого блока - метод проектной деятельности. Это особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ.
Выполняя какой либо проект дети совместно со взрослыми совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу. И нам, взрослым, необходимо поддерживать интерес ребят к этому творчеству не только новыми идеями, но и ресурсами, материалами. И в этом случае оперативная помощь родителей просто необходима. Использовать можно вот такие, немного необычные объявления:
«Дорогие мамы и папы! Дети нашей группы хотят узнать как можно больше о морях и морских обитателях. Нам очень нужно собрать все, что поможет нам в этом: энциклопедии, видеофильмы; морские раковины, камешки и прочие мелочи; журналы и картинки из них; фотографии летних путешествий; макеты кораблей. Мы надеемся на Вас!» (проект «Подводный мир»)
И родители откликнулись! Принесли нам книги, картинки, морские сувениры, раскраски. А папа Даши С. смонтировал видеофильм «Отдых на Черном море», где было много интересного и познавательного.
Для проекта «Комнатные растения» мама Нади Ф. приготовила вот такой плакат «Красота цветов», бабушка Миши С. сшила фартуки и салфетки для ухода за цветами; многие родители приняли участие в выставке рисунков, а для исследовательской деятельности мама Кирилла С. принесла лупы. Семья Данилы В. оформила «Огород на окне», и наша группа заняла 2 место в смотре-конкурсе детского сада.
Семья Матвея приготовила стенгазету на тему «Пожарная безопасность», нарисовали машину, а потом мама предложила – папа придет и все расскажет, он у нас пожарный. Так появилась форма работы – гость группы.
Олег Сергеевич рассказал о своей работе пожарного, показал форму, в которой тушат пожары. Дети узнали много интересного, задавали вопросы, закрепили правила поведения во время пожара.
Это встречи с интересными людьми. Они позволяют познакомить воспитанников с разнообразными видами профессиональной деятельности взрослых, их хобби и увлечениями.
Итогом проекта «Я расту здоровым» была встреча с мамой Димы Д. Она работает сестрой-массажисткой в больнице. Любовь Николаевна не только рассказала, но и показала, как она выполняет свою работу, поучила детей основам самомассажа. Было весело и интересно (сшили шорты для физкультурных занятий.)
Папа Лены З. - сотрудник полиции. Дети услышали рассказ о его трудной и опасной работе. Сами рассказали о правилах поведения на дороге, и даже показали, как нужно переходить улицу.
О своем увлечении вышиванием поделилась мама Вадима Д. Откликнулись не только девочки, но и мальчики, старались вовсю. Гоша даже маме похвастался, что научился вышивать крестиком. А Елене Александровне так понравилось учить детей, что она предложила вести кружок.
Реализуя проектную деятельность, можно использовать и такую форму работы с родителями, как организация семейных творческих выставок, фотовыставок, тематических выставок. Все это результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы один из показателей комфортности внутрисемейных отношений).
Метод проектной деятельности позволяет эффективно влиять на позицию родителей. Они не просто зрители и наблюдатели, а активные участники образовательного процесса.
Это мероприятие является современной формой работы.
С утра родители-дублеры активно включились в педагогическую деятельность. Каждый из дублеров побывал в роли воспитателя в различных режимных моментах. Хочется отметить, что родители подошли к своим обязанностям с ответственностью и отлично справились с ними. Выбранная форма работы позволила родителям оценить трудности педагогической деятельности, о чем они высказались в книге отзывов. Это мероприятие стало доброй традицией в группе.
Встреча с интересными людьми привносит в жизнь воспитанников радость от общения с взрослыми, дети делились своими впечатлениями дома, родители заинтересовались, пожелали помочь в реализации образовательного процесса. Так родилась идея
Используется эта форма по мере необходимости. Например, акция «Подари книгу (игрушку)» помогает обновить и пополнить игровой центр, библиотеку группы. В группе проведены акции: «Мастерская наших пап» (ремонт игрушек, оборудования в группе), «Поселим в группе тепло» (утепление окон), «Расти, малыш, здоровым» (приобретение профилактических средств от простудных заболеваний: витамины, лук), «Покормите птиц зимой», «Каждому скворцу по дворцу», «Ремонт группы», «Покраска участка». Есть в группе и спонсоры – меценаты, за свой счет построили деревянную горку.
Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных отношений между воспитателем и родителями.
Но наши родители принимают участие и в жизни всего детского сада. Например, участие в «Осенней ярмарке-продаже». Родители постарались на славу: смастерили поделки из овощей и фруктов, приготовили соления, варенье и даже пирог испекли! Все вырученные средства направлены в фонд группы.
Вместе с родителями мы участвуем и в городских конкурсах: «Альтернативная ель», «Символ года», «Я - юный художник», «Каждому скворцу –по дворцу».
Детей переполняют чувства гордости, радости за признание творчества, фантазии, умений и мастерства своих родителей.
Есть в каждой группе родители, которые всегда откликнутся на любую просьбу воспитателя. Волонтеры – добровольцы помогут в организации любого мероприятия: выхода на экскурсию, в библиотеку, Школу искусств, Дворец культуры "Дружба", а также обустроить и украсить групповые помещения, примут участие в спектаклях, обеспечат транспортом и многое- многое другое.
Способствует установлению эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми.
Одна из форм работы этого блока – праздники. Этот день наполнен радостью и весельем. На праздник приглашается вся семья. Проводятся конкурсы, игры, которые способствуют общению детей с родителями. Главное - создать у детей радостное настроение, вызвать эмоциональный подъём, ведь родители – самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними петь, танцевать, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.
Конечно, организация всех мероприятий требует от нас много времени, труда и душевных сил. Но какую радость они нам приносят, когда мы видим счастливые глаза детей и слышим слова благодарности родителей!
Использование совместных досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты.
Благодаря совместной работе воспитателей и родителей развивающая предметно-пространственная среда группы постоянно обогащается. Обновлены реквизиты для театральной деятельности и сюжетно-ролевых игр, пополнено оборудование физкультурного центра и центра конструирования, дополнен центр экспериментирования.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашей группы дало положительные результаты:
- изменился характер взаимодействия с родителями, многие из них стали активными участниками образовательного процесса и незаменимыми помощниками воспитателей;
- педагоги, дети и родители сблизились, атмосфера доброжелательности стала характерной и для общих дел в группе;
- у многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они сами и не подозревали.
Можно смело сказать - родители становятся подлинными субъектами образовательного процесса в ДОУ.
Подготовила: Дмитриева Т.Г.