Работа по развитию речи с использованием мнемотехники – это начальная, наиболее значимая и эффективная работа, так как позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Мнемотехника – совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).Благодаря данному виду работы у детей появляется желание пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни; расширяется круг знаний об окружающем мире; расширяется активный и пассивный словарный запас; появляется интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Мнемотехника помогает развивать:

  • ассоциативное мышление;
  • зрительную и слуховую память;
  • зрительное и слуховое внимание;
  • воображение.

Свою работу по развитию речи детей приемами мнемотехники строим от простого к сложному: мнемоквадрат - мнемодорожка - мнемотаблица.

Мнемоквадрат — структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы. Это отдельный схематичный несложный рисунок с определенной информацией. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение.

images.jpg 

Мнемодорожки — коллаж, состоящий из 3-4 изображений. С помощью него дети учатся составлять истории. Мнемодорожка несёт познавательную информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах.

dd1b6a34f70fbfcea5659249c25e502f.jpg.jpg 

Начальный этап работы с мнемодорожками это рассматривание квадратов – картинок, составных частей будущей мнемодорожки. Затем, эти картинки соединяются в единое целое. В результате получается мнемодорожка, которую в дальнейшем можно с успехом использовать для речевого развития детей.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Предлагаемая методика очень хорошо себя зарекомендовала имеет высокую эффективность при работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще «опирается» на образы, и именно по ним проще запомнить слова, фразы и даже цифры, которые до этого запоминались с большим трудом. Другими словами, если ребенку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками – эффективность запоминания увеличивается.

Мнемодорожки можно построить на темы: о птицах, об игрушках, о насекомых, об одежде, об овощах и фруктах, о временах года и т. д.

При помощи мнемодорожек можно использовать алгоритмы процессов умывания и одевания. Глядя на эти схемы, ребёнок воспроизводит полученную информацию, легко её запоминает.

77.jpg 

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные изображения, так как у детей остаются в памяти цветные образы: одуванчик жёлтый, мышка серая и т. п. 

Если мнемодорожки состоят из малого количества информационных квадратов, то мнемотаблицы состоят из гораздо большего их числа. Мнемотаблица — схема, в которой заложена определенная информация. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), т.е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотаблицы используются для составления плана рассказа, пересказа пересказ, составление рассказов по картине и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ.

Мнемотаблицы могут быть:

  • предметные;
  • предметно-схематические;
  • схематические.

Предметные мнемотаблицы используются в работе с детьми младшего возраста, а предметно-схематические с детьми среднего возраста.

Работа с мнемотаблицами осуществляется в три этапа:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования идёт пересказ сказки или стиха, либо какой- то другой тематики.

Как работать с мнемотаблицей

Пересказываем сказки.

В русских народных сказках почти всегда очень много персонажей, которые появляются в определенной последовательности. Как запомнить их маленькому человеку, который еще не обучен грамоте? И тут на помощь вновь приходят мнемотаблицы:

1.Читаем сказку вслух.

2.Рассматриваем изображения в таблице. 

3.Производим «перекодировку», расшифровывая условные обозначения. Так, острые зубы символизируют волка, геометрические фигуры – крышу теремка и новый просторный домик, который построили животные.

4.Предлагаем детям пересказать историю с опорой на символы.

5.Следующий шаг – раскрашивание элементов или восстановление целой таблицы по памяти.

Изображения главных героев и их действий служат прекрасной подсказкой. Остается только подобрать нужные слова и правильно сформулировать предложения – и ваш малыш превратится в профессионального сказочника.

detsad-775530-1509507263.jpg 

Этапы работы по запоминанию стихотворений

1.Выразительно прочитать стихотворение (с родителем, педагогом) или сначала можно рассмотреть мнемотаблицу стихотворения и предположить о его содержании.

2.Прочитать стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3.Ответить на вопросы по содержанию стихотворения (для понимания текста) или самостоятельно составить план стихотворения.

4.Разобрать непонятные слова и определения.

5.Прочитать отдельно каждую строчку стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Можно побуждать детей договаривать фразы (похоже на рассказ стихов маленькими детьми) если читает родитель или педагог.

6.Повторить стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

7.Рассказать стихотворение.

s1_cvpwzk.jpg 

В. Орлов «Почему медведь спит зимой?»

— Мишка, мишка!

Что с тобой?

Почему ты спишь зимой?

— Потому, что снег и лёд —

Не малина и не мёд!

Фотографии воспитанников и сотрудников ДОУ, а также другая информация, представленная на официальном сайте МБДОУ "Детский сад №24 "Красная шапочка", размещена с личного согласия (сотрудника, родителей, законных представителей воспитанников) и не противоречит Федеральному закону "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ.