Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в системе народного образования, где происходит гармоническое развитие творческой личности подрастающего поколения.
Одним из видов детской деятельности, отвечающей современным требованиям всестороннего воспитания детей дошкольного возраста, является театрализованная деятельность, которая позволяет осуществлять личностный подход к детям, раскрывать их потенциальные возможности, формировать коммуникативные навыки.


В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению школьного типа. Именно игра должна преимущественно использоваться педагогами. Л.С.Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Театрализованная деятельность является разновидностью игры.
Театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д.
В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости.
В процессе театрализованной деятельности восприятие, мышление, воображение, речь взаимосвязаны, проявляются в разных видах детской активности: речевой, двигательной, музыкальной и др.) и творчестве в трёх аспектах (О. А. Акулова):
 создание драматического содержания (интерпретация, переосмысление заданного литературным текстом сюжета или сочинение вариативного или собственного сюжета);
 исполнения собственного замысла (умение воплощать художественный образ с помощью средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева);
 оформление спектакля: подбор декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, билетов, программок, биноклей.
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений.
Театрализованная игра на занятиях: во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.
Свободная совместная деятельность детей и взрослых: это совместная деятельность детей на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.
Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей: в самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей.
Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.
У детей младшего возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Основные направления развития театрализованной игры младшего дошкольного возраста состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и "игры рядом" к игре в группе из трех - пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого "типичного" образа в игре-драматизации.
Театральная деятельность представлена в ДОУ кукольным театром и театрализованными играми, которые делятся на две группы: режиссерские игры и игры-драматизации.
Для организации детского театра нужны куклы различных систем, формирующие у детей определенные умения и навыки, стимулирующие детское творчество (песенное, танцевальное, игровое), побуждающие к импровизации на детских музыкальных инструментах. Из всех видов кукольного театра в детском саду наибольшей популярностью пользуется театр картинок (на фланелеграфе, картоне, столе). Театр игрушек и петрушек тоже вызывает интерес.
По способу управления театральные куклы делятся на два основных вида – верховые и напольные. К верховым относятся те, которыми кукловод управляет из-за ширмы. В свою очередь, они бывают перчаточными и тростевыми.
Напольные куклы «работают» на полу, кукловод управляет ими на глазах у зрителей. К напольным относятся марионетки и большие куклы.
Л.В. Артемова предлагает следующую классификацию режиссерских игр:
Настольный театр игрушек: используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.
Настольный театр картинок. Персонажи и декорации — картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.
Стенд - книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.
Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе детьми из старых книг, журналов, создаются самостоятельно.
Теневой театр. Для него необходимы экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.
Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.
Игры - драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности — интонацию, мимику, пантомимику.
Л.В. Артемова также выделяет несколько видов игр – драматизаций дошкольников.
Игры - драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.
Игры - драматизации с пальчиками - атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа. (Например, сказки «Репка», Коза и семеро козлят», «Теремок». Показ таких сказок могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой).
Игры - драматизации с куклами бибабо – в этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки.
Импровизация – разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки, очень сложная, но и интересная игра.
Театрализованные игры тесно связаны с сюжетно - ролевой игрой и являются ее разновидностью. Предпосылки сюжетно - ролевой игры появляется у ребенка примерно в трехлетнем возрасте, сама игра достигает расцвета в 5-6 лет, театрализованная игра достигает вершины в 6-7 лет. Сюжетно-ролевая и театрализованная игра имеют общую структуру: творческий замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевые и организованные действия и отношения, правила. Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, стихотворения, рассказа. Готовый сюжет как бы ведет за собой игру. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт – поставленный спектакль, инсценировка.
Виды театров для всех возрастных групп:
Пальчиковый театр, театр на варежке, театр на баночках (картинки и аппликации) – способствует лучшему управлению движениями собственных пальцев - дети 2-3 лет.
Театр кукол на столе – способствует владению техникой управления куклами настольного театра (куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробочек, игрушки из ткани, меха, поролона и т.д.) - дети 3-4 лет
Театр ложек, верховые куклы (бибабо) – знакомство детей с театральной ширмой, основами кукловождения - дети 4-5 лет.
Знакомство с куклами-марионетками, куклами с «живой рукой», театр на тарелочках, театр ложек, обучение технике управления этими куклами-дети 5-6 лет.
Знакомство с куклами с «живой рукой», людьми-куклами и тростевыми куклами, куклы на гапите; обучение технике работы с этими куклами-дети 6-7 лет.
У детей младшего возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Основные направления развития театрализованной игры младшего дошкольного возраста состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и "игры рядом" к игре в группе из трех - пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого "типичного" образа в игре-драматизации.
В возрасте 4-5 лет происходит углубление интереса к театрализованным играм. Расширение театрально-игрового опыта детей средней группы осуществляется за счет освоения игры-драматизации.
В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, деревянный театр, конусный театр, театр плоскостных фигур.
Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой), театр ложек, театр на тарелках и пр.
Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых литературных произведений, сопровождая свою речь несложными действиями.
В старшем дошкольном возрасте новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей становится приобщение детей к театральной культуре - знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью людей, работающих в театре, яркими представителями данных профессий, видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада и пр.).
В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Старшему дошкольнику становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей.
И нужно помнить слова Л.С. Выготского: «Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности».

Список литературы:

1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. М., ТЦ - Сфера, 2006.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
3. Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д.Кошелевой. – М., 1983.
4. Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи. – М.: Астрель, 2013.
5. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду, М.: ТЦ Сфера, 2009.
6. Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду». М.: ТЦ - Сфера, 2004г.
7. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.
8. Рыжова Л.В. Методика работы со сказкой. С.-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС,2012.
9. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Куклы и дети: кукольный театр и театрализованные игры для детей от 3 до 5 лет. М., Аркти,2012г.
10. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб.: Речь; М.: ТЦ Сфера, 2008
11. Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010
12. Шиян О. А. Развитие творческого мышления. М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
13. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008 год.
14. Чурилова Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников».- М.: Владос, 2001.

Фотографии воспитанников и сотрудников ДОУ, а также другая информация, представленная на официальном сайте МБДОУ "Детский сад №24 "Красная шапочка", размещена с личного согласия (сотрудника, родителей, законных представителей воспитанников) и не противоречит Федеральному закону "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ.