Образовательный процесс в ДОУ основывается на принятии уникальности личности каждого ребенка, поддержке его индивидуальных потребностей и интересов. Как построить такой образовательный процесс, при которой сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, при поддержке педагогом его инициативы в различных видах деятельности? На этот вопрос помогли ответить сами воспитанники. Очень часто дети рассказывают интересные факты на интересующую их тему. Таким образом, появилась практика индивидуализации «Калейдоскоп детских инициатив».
Практика основана на технологии проектной деятельности Николая Евгеньевича Веракса. И является, на наш взгляд, самой эффективной. Мы используем ее на протяжении нескольких лет. Первое время инициатива исходила от педагогов ДОУ и развертывалась по схеме «Педагог-ребенок-родитель». Постепенно проекты стали активизировать инициативы детей, и приоритет инициатора сместился в сторону ребенка.
Ведущая педагогическая цель – поддержка детской инициативы, основанной на познавательно-исследовательской деятельности.
Для достижения цели мы наметили ряд задач:
- создать условия для разнообразной самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей;
- предоставить возможность ребенку презентовать продукты своей деятельности другим детям, родителям, педагогам;
- стимулировать детей группы для реализации их собственных замыслов и планов;
- создавать ситуацию успеха для каждого ребенка;
- вовлекать родителей в образовательный процесс.
Этапы проектной деятельности:
- «Мой интерес». Рождение детского вопроса и его обозначение.
- «Кто мне поможет?» Определение помощника в поиске информации.
- «Где я буду искать ответ?» Выбор источника информации.
- «Как я расскажу другим детям?» Презентация.
- «У меня получилось то, что я задумал!» Рефлексия
Для выбора темы проекта мы используем различные режимные моменты в течение всего образовательного процесса (утренний или вечерний круг, прогулку, чтение художественной литературы и другие), где дети рассказывают о себе, о любимых занятиях, своих путешествиях, задают друг другу интересующие их вопросы. Всё, что происходит в детском саду и за его стенами, может дать толчок для выбора темы.
После того, как определились с темой проекта, начинается планирование действий, выбор места работы и партнёров.
На этапе планирования проекта мы используем 2 инструмента. Первый – это интеллект-карта. Она подходит для коллективных проектов или подготовке к образовательному событию и представляет собой схематическую запись, отражающую связи между этапами проекта, инструментами и его участниками. В центре карты располагается главный объект исследования или событие. От него отходят ветви, обозначающие направления деятельности (Рис. 1).
Второй инструмент – это модель пяти пальцев. Она включает в себя все этапы проектной деятельности и используется при планировании индивидуального проекта (Рис. 2).
В обоих случаях детям предоставляется возможность выбора вида деятельности, партнёров для взаимодействия, материалов и способа реализации замысла.
Остановимся на модели пяти пальцев. Для ее создания дошкольнику необходимы только лист бумаги, карандаш и его рука. Эти инструменты всегда доступны. Ребенок обводит свою ладонь на любом формате бумаги и начинает выстраивать свой образовательный маршрут по реализации проекта. В центре ладошки ребенок обозначает себя: пишет имя, приклеивает фото или зарисовывает свой портрет.
Модель пяти пальцев помогает ребёнку понять и выстроить порядок действий. За каждым из пальцев руки закреплен этап реализации проекта:
Мизинец – «Мой интерес» – рождение детского вопроса и его обозначение.
Безымянный палец – «Кто мне поможет?» – определение помощника в реализации проекта. Ребенок может выбрать и самостоятельную работу.
Средний палец – «Где я буду искать ответ?» – выбор ребенком источников информации и планирование конкретных шагов по реализации практической части проекта.
Указательный – «Как я расскажу другим детям?» Презентация проекта.
Большой палец – «У меня получилось то, что я задумал!» Результат.
Чтобы дошкольникам было понятнее, совместно с ними была разработана система символов. В группе на стене находится образец модели пяти пальцев. Это наглядно помогает детям ориентироваться в планировании (Рис. 3).
Например, знак вопроса обозначает интерес ребенка, его запрос. Ладошки обозначают помощников ребенка в проекте (родители, воспитатели, музыкальный руководитель и другие…). Инструменты – с помощью чего и где ребенок будет искать ответ на вопрос (интернет, энциклопедия, библиотека и др.) Микрофон символизирует способ презентации проекта, а смайлик – результат.
Во время заполнения модели пяти пальцев ребенок может воспользоваться готовым набором картинок, либо зарисовать сам свои идеи (Рис. 4).
Готовая модель пяти пальцев размещается в приемной группы в доступном для ребенка месте. Он всегда может ее дополнить и скорректировать. Также родители могут с ней познакомиться и включиться в деятельность.
Раз в неделю по пятницам в группе работает «Открытый микрофон», где дети презентуют свой проект. Но по запросу он может быть в любой другой день. Когда ребенок готов сделать сообщение, он предупреждает воспитателя. Эта информация фиксируется в календаре группы с помощью прищепки с микрофоном (Рис. 5).
Во время презентации ребенку может быть оказана помощь педагогом, родителями или другим взрослым.
После представления доклада обязательно проводится обсуждение. Докладчик отвечает на вопросы детей. Также могут возникнуть предложения по поводу дальнейшего развития проекта
Последний этап – это оценка результативности. Ребенок самостоятельно отвечает на вопрос, все ли у него получилось, что он задумал, а если не получилось, то почему?
Заключение
Модель пяти пальцев наглядно отражает все этапы реализации проекта. Понятная детям символика позволяет им самостоятельно ориентироваться в планировании. Она не является конечной и может быть скорректирована и дополнена. Ребенок, педагоги, родители имеют равные права для внесения изменений.
Во время презентации продукта деятельности ребенок оказывается в ситуации успеха. Это стимулирует других детей группы на реализацию их собственных замыслов.
Практика «Калейдоскоп детских инициатив» позволяет создавать условия для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей.
Реализация практики невозможна без сотрудничества с родителями. Они помогают ребенку найти ответы, подготовить сообщение, что позволяет вовлечь семьи в образовательный процесс.
В конце года у нас будет возможность сделать вывод о развитии ребенка. Анализ материалов практики позволит выявить уровень сформированности познавательно-исследовательских способностей.
Список литературы
- Веракса, Е.Н., Веракса, А.Н. Пространство детской реализации: проектная деятельность дошкольников [Текст] / Е. Н. Веракса, А. Н. Веракса — Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021 — 64c.
- Жаркова М.А. Технологии индивидуализации в образовательном процессе ДОУ / Жаркова М.А. [Электронный ресурс] // Солнышко. В помощь родителям и воспитателям: [сайт]. — URL: https://solnechniyikrug.ru/drugie/metody-individualizacii-v-dou.html .
- Ратникова Ю.Н. Игровой проект «Дом вопросов и ответов» в развитии детской «самости» и познавательной активности у старших дошкольников / Ратникова Ю.Н. [Электронный ресурс] // Межрегиональная Тьюторская Ассоциация: [сайт]. — URL: https://www.thetutor.ru/biblioteka/tjutorstvo-v-doshkolnom-obrazovanii/igrovoj-proekt-dom-voprosov-i-otvetov-v-razvitii-detskoj-samosti-i-poznavatelnoj-aktivnosti-u-starshih-doshkolnikov-ratnikova-ju-n/
- Реализация принципа индивидуализации в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения: Методическое пособие/ авт.-сост. Н.Ю. Яблонцева, О.Н. Бабитинская, Е.П. Тявченко, Д.А. Фролова. – Иркутск: Изд-во ГАУ ДПО ИРО, 2017. – 72 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт Дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.