Речь ребенка складывается под влиянием речевого общения с взрослым, слушая их речь. Грамматически правильная устная речь начинает формироваться на 3 году жизни ребенка, а к 7 годам ребенок достаточно хорошо владеет устной разговорной речью.
В этом возрасте у ребенка накапливается определенный словарный запас, который состоит из существительных и глаголов. Постепенно в речи дошкольников 3 — 4 лет появляются прилагательные, наречия и другие части речи.
В это время необходимо учить ребенка четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Не устойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, другие - крикливо. Обратить внимание ребенка на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко), учить различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами. Необходимо использовать игры на развитие слухового внимания, правильного восприятия речи, учить соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-, двух-, трех, а так же четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания.
Дидактические игры
1. Игра с мячом «Кто так передвигается?»
Взрослый кидает мяч по - очереди всем детям. Ребёнок, поймавший мяч должен назвать, например, «Кто или что летает» (бабочка, птица, самолёт и т.д.).
Или «Кто, что ходит?» (человек по дороге, часы на стене, медведь в лесу и т.д.
2. «Вопрос – ответ»
Старайтесь задавать ребёнку как можно больше вопросов. Однако не стоит превращать ваши беседы в своеобразный экзамен для малыша. Ведь это игра, в неё надо играть! Используйте игрушки, говорите с ребёнком от их лица: «Привет, малыш. Как твои дела? Как прошёл день? Расскажи, мне так интересно об этом узнать…». Пусть малыш рассказывает о своём дне, как он прошёл, что он видел, что делал.
3. «Бывает – не бывает»
Начните игру с объяснения: «Сейчас мы с тобой поиграем в очень интересную игру: я тебе буду загадывать загадки, а ты мне будешь говорить, бывает такое или нет». Например: «Круглым может быть мяч, ещё яблоко, а ещё круглым может быть…» - и подождите, пока ребёнок придумает свой вариант(хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите её сами и предложите аналогичную ещё с одним признаком – любым другим или противоположным по значению.
4. «Что будет?»
Вы задаёте вопрос – ребёнок отвечает. Например:
Что будет, если я быстро побегу? Что будет, если я упаду? Что будет, если я встану в лужу? Что будет, если дразнить собаку? Что будет, если в ванну с водой упадёт мячик? Палка? Полотенце? Камень?
Периодически меняйтесь ролями с ребёнком – пусть он у вас спрашивает, а вы отвечаете.
5. «Что я могу сделать с ?»
Ребёнок должен сказать, что можно делать с тем или иным предметом. Вы начинаете, например, со слов:
«Мяч можно кидать, катать, отбивать его рукой ракеткой, а ещё…» - ребёнок продолжает.
Воду можно пить. Ею можно умываться, в ней можно плавать, а ещё…
Можно также формулировать предложение так.
Залезать можно на кровать, на лестницу, на …
Пить можно воду, молоко, сок, а ещё…
6. «Что делает?»
Вы называете предмет и его действия, а ребёнок продолжает ряд. Например.
Солнце – светит, греет, а ещё…
Чайник – кипит, а ещё…
Машина – едет, светит фарами, а ещё…
Мальчик – бегает, прыгает, а ещё…
Собака – лает, прыгает, а ещё…
Кошка – лает, прыгает, а ещё…
Или другой вариант, более сложный. Вы называете два предмета, а ребёнок должен назвать общее для них действие. Например.
И лягушка, и заяц – прыгают.
И птица, и комар – летают.
И червяк, и змея – ползают.
И снежинка, и лёд тают.
Ещё один вариант: назвать предметы, которые выполняют одно и тоже действие. Например.
Летит – самолёт, птица, а ещё…
Светит – солнышко, лампа, фонарь, фара, а ещё…
Едет – машина, поезд, велосипед, а ещё…
Поёт – птичка, девочка, а ещё…
Тает – мороженое, лёд, а ещё…
7. «Скажи где...»
Чтобы играть в эту игру, вы должны убедиться, что ребёнок знает все предметы, которые находятся у вас в квартире. Вы задаёте вопрос, а ребёнок отвечает. Например.
Что есть у нас на кухне?
Что есть у нас в прихожей?
Где у нас стоит телевизор?
8. «Когда один, а когда много»
В этом задании нужно подобрать множественное число для существительных. Вы для примера даёте несколько законченных заданий, потом делаете паузу там, где должен ответить ребёнок. Например.
Стол – столы, сковородка – сковородки, кот – коты, сын – сыновья, дом - … ,рот - …, нос - …, стул - …,рука -…
Для детей, которые хорошо знают порядковый счёт, можно использовать такой вариант.
Один стол, два стола, три стола, четыре стола, и т.д.
Можно считать до пяти, или до десяти, или пока ребёнок не собьётся
«Играем в прятки с мишкой» употребление предлогов
- В коробке для игрушек, на коробке, под коробкой, около коробки
- В сумке, на сумке, под сумкой, около сумки
- В пенале, на пенале, под пеналом, около пенала
- В буфете, на стуле, под стулом, около стула.
- В шкафе, на шкафе, под шкафом, около шкафа и.т.д.
9. «Продолжи рассказ»
В эту игру можно играть без отрыва от домашних дел. Подключите свою фантазию и предложите малышу закончить предложения. Например:
Принцесса неожиданно проснулась, потому что...
Ворона не смогла позавтракать с утра, ей пришлось...
10. «Пошутим-пошутим»
Прочитайте малышу строчки из известного им стихотворения, заменяя в словах буквы. Ребенок должен на слух найти ошибки и исправить их. Например, такие строчки:
Наша Таня громко плачет,
Уронила в ГРЕЧКУ мячик.
Тихо, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.
Можете поиграть так с самыми разными стихотворными строчками. Ваш малыш при этом будет тренировать фонематический слух.
11. «Третий лишний»
Нужны карточки с нарисованными предметами, среди которых один будет лишним. Например, среди чашки, ложки и кружки будет утюг. Ребёнок в процессе развивающей игры должен исключить последний предмет.
Подобные детские развивающие игры на логику хорошо устраивать раз в 2-3 дня, чтобы интеллект малыша не перегружался.
12. «Волшебный сундучок»
Положите в картонную коробку несколько разных предметов. «Я нашла волшебный сундучок! Давай посмотрим, что же там лежит». Доставая предметы по одному, давайте им краткую характеристику: «Смотри — это мяч, какой он круглый, красный! А вот — машина, она с кузовом и колесами. Да здесь еще и лото есть. Какое оно разноцветное, с разными картинками! И еще — ложка, большая папина ложка».
Сложите все предметы в коробку и предложите малышу угадывать, по описанию, какой предмет вы хотите достать. «Она с кузовом и с колесами; оно разноцветное и с картинками и т.п.», выделяйте интонацией местоимения «он, она, оно». После того, как все предметы вновь будут выложены, попросите ребенка забрать игрушки. Если вместе с игрушками он заберет и ложку, обратите на это его внимание.
Игра способствует развитию внимания, памяти, навыков классифицирования предметов, освоению правильного употребления родовых местоимений.