Проект по патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста

«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?»

Автор: Обрезкова Людмила Борисовна, воспитатель МБДОУ № 24 «Красная шапочка», город Усть-Илимск, Иркутская область

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:

Воспитание гражданина начинается с любви к малой Родине - это к дому, семье, детскому саду, родному городу. Воспитание любви к самому близкому - это основа из основ нравственно- патриотического воспитания, это первая и самая важная ступень. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой Родины, потом гражданином России и только потом - жителем планеты

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

ТЕМА: «С чего начинается Родина»

ВИД ПРОЕКТА: групповой,  информационно-творческий

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ: социально-коммуникативное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое развитие

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: долгосрочный, сентябрь 2016-май 2017

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети 3-4 лет, их родители, воспитатели, музыкальный руководитель

ЦЕЛЬ: создать условия для формирования у детей младшего дошкольного возраста духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному городу, дому, семье, детскому саду.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Образовательные:

Формировать у детей  первичные представления    о малой родине: семье, родном доме, детском саде, родном городе.

Упражнять детей в проявлении сострадания, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, и к тем, кто о них заботиться.

Развивающие:

Развивать у младших дошкольников основы научного познания, любознательность, творческий потенциал, воображение.

Развивать чувство сопричастности к жизни родного города, желание сохранить его чистым и красивым

Способствовать развитию интереса детей к поэтическому и музыкальному творчеству усть-илимцев.

Воспитательные:

Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.

Пробудить в ребенке любовь к родной земле, родному городу

Способствовать созданию благополучной атмосферы в детском саду и дома, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

У детей в ходе реализации проекта сформируются интерес и знания о родном городе, семье, о людях, работающих в детском саду.

Дети научатся понимать смысл образного содержания стихов, пословиц, поговорок. Активизируется словарь детей.

Установятся более тесные взаимоотношения между детьми и родителями.

Активизируется желание родителей участвовать в жизни группы и детского сада.

Возрастёт компетентность родителейпо вопросам воспитания детей в семье,  желание изучать историю Усть-Илимска

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Этапы
Формы работы
Взаимодействие участников проекта
Подготовительный сентябрь 1 неделя

Анкетирование родителей.

Подбор литературы.

Подбор художественного слова, пословиц, поговорок, загадок, по теме проекта.

 Сбор наглядного материала, фотографий, иллюстраций для оформления фотоальбомов и стендов

Подбор музыки, песен

Педагоги

Педагоги

Родители, педагоги

Родители, педагоги

Музыкальный руководитель, педагоги

Основной
Сентябрь

Тема подпроекта:

«Мой любимый детский сад»

Реализация проекта через образовательные области

Социально-коммуникативное развитие

Поздравление сотрудников детского сада с Днём знаний.

Экскурсии на пищеблок, в кабинет медсестры, прачечную.

Беседы:

«Кто работает в детском саду»

«Как мы живем в детском саду»

«Где живут наши игрушки» - учить детей находить место для игрушек, после игры расставлять игрушки по местам.

Игра «Что есть в детском саду -   учить пере­числять предметы мебели, игрушки, указывая на них.

«Назови ласково» - учить произносить имена друг друга в ласковой форме,

Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек» - учить детей вежливому обращению, стимулировать игровое общение, побуждать общаться высказываниями из 2-3 простых фраз.

Игра «Мешок игрушек»-развивать тактильное восприятие, формировать умение на ощупь узнавать предмет

Дети, педагоги, родители

Дети, педагоги

Дети, педагоги

Дети, педагоги

Дети, педагоги

Дети, педагоги

Дети, педагоги

Дети, педагоги

Познавательно-речевое развитие

Образовательная ситуация. «От шалости до беды - один шаг» Обучить навыкам составления коротких рассказов (при поддержке педагога и без нее), формам употребления в речи глаголов повелительного наклонения (например: «Не скачи!», «Не беги!»);

Развивающая образовательная ситуация «Я беру игрушку»- сформировать представление о праве каждого ребенка на выбор игрушки; развивать коммуникативные навыки (умение обращаться с просьбой)

Чтение художественной литературы:  игровые инсценировки с игрушками по мотивам стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки».

 Разучивание считалок:

 «Один, два, три, четыре, пять, нам друзей не со­считать...»

«Жили-были сто ребят…»

Разучивание пальчиковой игры «Наша группа»

Дети, педагоги

Дети, педагоги

Родители, педагоги, дети

Художественно-эстетическое развитие

Развлечение «Как хорошо нам в нашей группе» - создать положительный эмоциональный настрой

Разучивание песен: о детском саде, дружбе

Изготовление сувениров для сотрудников детского сада

Музыкальный руководитель, педагоги, дети

Родители, педагоги, дети

Взаимодействие с родителями

«Мастерская добрых дел» с детьми и родителями - экологический субботник по благоустройству территории детского сада.

Фотовыставка «Мой любимый детский сад»

Родители, педагоги, дети

Дети, родители, педагоги

Ноябрь 1-2 неделя

Тема подпроекта:

Мой родной город Усть- Илимск

Реализация проекта через образовательные области

Социально-коммуникативное развитие

Организация сюжетно-ролевых и строительных игр

« Навстречу утренней заре, по Ангаре»

«Мост через реку Ангару»

Рассматривание  фотографий с видами Усть- Илимска

Просмотр слайд-фильмов, видеофильмов «Усть-Илимск»

Дидактическая игра «Покажи кукле наш город»

Дети, педагоги

Дети

Дети, педагоги

Познавательно-речевое развитие

Беседа о родном городе

Изготовление  интеллектуальной игры:

«Укрась улицы Усть Илимска цветами», «Птицы Берёзовой рощи»

Дидактической игры:

«Собери герб и флаг» (разрезные картинки)

Разучивание стихов о городе и реке Ангаре: Мы любим город Усть- Илим…», «Ангара река – воды чистые…», «Ангарский мост»

Чтение стихов М. Сергеева «Мы в морозильнике живём».

Дети, педагоги

Педагоги

Дети, педагоги

Дети, педагоги, родители

Педагоги, дети

Художественно-эстетическое развитие

Прослушивание песни «Что такое Усть-Илимск…

Аппликация «Улица родного города»

Музыкальный руководитель, педагоги, дети, родители

Физическое развитие

Составление правил безопасного поведения на улице.

Разучивание народной подвижной игры «Бурундучки и полярная сова»

Дети, родители, педагоги

Дети, педагоги

Взаимодействие с родителями

Анкетирование родителей «Достопримечательности нашей Родины и Усть-Илимска»

Консультация «Чем наш город знаменит»

Фотогазета «Мой родной город» со стихами детей Усть- Илимска

Изготовление книжек-малышек «Животные и птицы нашей тайги»

Участие в экологической акции «Покормите птиц зимой»

Совместное творчество: «Улица на которой я живу»

Папка-передвижка «Первые чувства патриотизма»

Родители, педагоги,

 Педагоги, родители

Педагоги

Родители, дети

Родители, педагоги, дети

Дети, родители, 

Педагоги, родители

Ноябрь 3-4 неделя

Тема подпроекта:

Моя семья, мой родной дом

Реализация проекта через образовательные области

Социально-коммуникативное развитие

Рассматривание иллюстраций, открыток, посвященных теме «Семья»

Цикл бесед на темы:

«Кто живет в моей семье?»,

«Какая у меня мама?»,

«Что мама делает дома?»,

«Как мама заботится о нас?»,

«Как я могу заботиться о маме, папе?»

Рассматривание сюжетной картины «Семья», семейных фотографий.

Сюжетно - ролевые игры: «Дом», «Семья», «День рождения».

Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо? », «Мои хорошие поступки», «Мое имя», «К нам гости пришли», «Кукла Таня идет в гости»

Коммуникативные игры:

«Назови ласково», «Скажи маме ласковое слово», «Поцелуйчики»

Дети, педагоги

Дети, педагоги

Дети, педагоги

Дети, педагоги

Дети, педагоги

Дети, педагоги

Дети, педагоги

Дети, педагоги

Дети, педагоги

Познавательно-речевое развитие

Составление рассказа о семье по семейным фотографиям «С кем я живу»,

Чтение: "Моя бабушка», С. Капутикян; «Мой дедушка»,

Р. Гамзатов; «Мама», Ю. Яковлев; «Вместе тесно, врозь тесно» Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться», «Вот так мама», Е. Благинина; «Бабушкины руки», Л. Квитко; «Если был бы я девчонкой», Э. Успенский.

Отгадывание загадок по теме: «Семья», «Родной дом» .

Составление рассказов на тему: «Мое любимое занятие»,   «Что я делаю дома и в детском саду».

Развивающая игра «Папа, мама, я»

Образовательная ситуация «Взрослые и дети» (Волчкова и Степанова, стр267)

Цель. Дать представление о нравственном поведении в отношении между взрослыми и детьми. Воспитывать доброе отношение к взрослым. Формировать уважение, доверие,   взаимопонимание и желание взаимопомощи.

Серия игр «Мамины помощники» самостоятельная деятельность

Развивающая игра «Укрась сарафан» -развитие воображения, творческого мышления.

Дидактическая игра «Залатай коврик» - помочь запомнить названия геометрических фигур, упражнять в сериации

Разучивание стихов о маме, бабушке

Пальчиковая гимнастика «Семья», «Дом для семьи», «Какая у нас семья», «Очки»

Разучивание считалок: «Наша семья»

Чтение стихов Олеси Емельяновой «Семейные традиции»

Дети, педагоги, родители

Дети, педагоги, родители

Дети, педагоги, родители

Дети

Дети, педагоги

Дети

Дети, педагоги

Дети, педагоги, родители

Дети, педагоги

Художественно-эстетическое развитие

Рисование праздничных открыток мамам, бабушкам

Совместное художественное творчество детей с родителями «Моя семья»  

Ручной труд из нетрадиционных материалов «Цветок для мамы»

Разучивание песен о маме, танца для бабушки, частушек

Концерт для мам и бабушек, посвящённый международному дню мамы

Самостоятельная деятельность детей. Раскрашивание раскрасок по теме «Моя семья»

Дети, педагоги

Дети, родители

Дети, педагоги

Музыкальный руководитель, педагоги

Дети

Взаимодействие с родителями .

 Досуг в семье: выходные дни, семейные праздники.

Организация концерта для мам

Оформление папки-передвижки к международному дню ребёнка.

Оформление стенда ко дню Мамы: «Моя маленькая мама»

Оформление фотостенда «Моя семья»

Рекомендации родителям по патриотическому воспитанию дошкольников

Оформление альбома «Моя семья» «Семейные традиции»

Оформление семейного альбома 11 группы

Фотостенд « В детском садике родном очень дружно мы живём»

Мультимедийная презентация «Мама»

Просмотр семейного эссе

Дети, родители

Музыкальный руководитель, педагоги, дети, родители

Педагоги

Родители, педагоги

Педагоги

Педагоги

Педагоги, дети

Родители, педагоги

Педагоги

Педагоги, родители

Декабрь

Ко дню рождения города. «Заочное путешествие по городу Усть-Илимску».

Для родителей: мультимедийная презентация «От Илимского острога до города Усть-Илимска»

Участие в новогодних выставках

Мастерская добрых дел. Украшение группы к Новому году

Новогодний праздник, стихи, подарки, костюмы (подготовка)

Дети, педагоги

Обрезкова Л.Б.

Родители

Родители

Музыкальный руководитель, педагоги, дети, родители

Январь

Рождественские посиделки «Прощание с новогодней ёлочкой»

Самостоятельная деятельность. Лепка «Приготовим праздничное угощение для друзей»

Беседа «Как мы дома отмечали Новый год»

Дети, родители, педагоги

Дети

Дети, педагоги

Февраль
Фотостенд  «Папы всякие важны»
Родители, педагоги
Март

Социально-коммуникативное развитие

 Образовательная деятельность «Моя любимая мама» Волчкова и Степанова с.257

Дидактические игры: «Бусы для мамы, «Мамины помощники», «Собери букет для мамы», «Подарки для мамы», «Поможем маме приготовить обед»

Дети, педагоги

Дети, педагоги

Познавательно-речевое развитие

Образовательная деятельность «Я и моя мама»

Задачи: Развивать у детей доброе отношение и любовь к своей маме. Вызвать чувство гордости и радости за дела и поступки родного человека, чувство благодарности за заботу. Закрепить умение работать со схемами. Волчкова с. 255

Чтение рассказа Д. Габе «Мама», Т.Виеру «Мамин портрет», Е.Благинина «Вот какая мама», Я.Аким «Мама»

Дети, педагоги

Дети, родители, педагоги

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «Цветы для мамочки (поздравительные открытки)». Задачи: Вызвать желание нарисовать картину в подарок на 8-е марта. Учить рисовать цветы на основе представления о внешнем виде растений (венчик, стебель, листья). Упражнять в технике рисования гуашевыми красками: сочетать разные формы и линии, самостоятельно выбирать цвет и размер кисточек. Развивать чувство формы и цвета. Воспитывать заботливое отношение к маме, желание порадовать. (Лыкова, с. 106)  

Аппликация «Букет цветов для мамочки» (Лыкова, с. 104)

Дети, педагоги

Дети, педагог

Взаимодействие с родителями

«Праздник бабушек и мам»

Фотовыставка «Мамины помощники»

Музыкальный руководитель, педагоги, дети, родители

Дети, педагоги, родители

Апрель
Май

Ко дню Победы собрать материал «Мой прадедушка, моя прабабушка – участники войны» - оформить стенд

Принять участие в акции «Цветок Победы - сирень», посадить куст сирени на участке детского сада

Рисование (техникой набрызг )« Праздничный салют»

Ко Дню семьи презентация продуктов проектной деятельности

Спортивный семейный праздник

Педагоги, родители

Педагоги, родители, дети

Педагоги, дети

Педагоги

Музыкальный руководитель, педагоги, дети, родители

Фотографии воспитанников и сотрудников ДОУ, а также другая информация, представленная на официальном сайте МБДОУ "Детский сад №24 "Красная шапочка", размещена с личного согласия (сотрудника, родителей, законных представителей воспитанников) и не противоречит Федеральному закону "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ.