Проект по патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста
«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?»
Автор: Обрезкова Людмила Борисовна, воспитатель МБДОУ № 24 «Красная шапочка», город Усть-Илимск, Иркутская область
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:
Воспитание гражданина начинается с любви к малой Родине - это к дому, семье, детскому саду, родному городу. Воспитание любви к самому близкому - это основа из основ нравственно- патриотического воспитания, это первая и самая важная ступень. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой Родины, потом гражданином России и только потом - жителем планеты
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
ТЕМА: «С чего начинается Родина»
ВИД ПРОЕКТА: групповой, информационно-творческий
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ: социально-коммуникативное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое развитие
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: долгосрочный, сентябрь 2016-май 2017
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети 3-4 лет, их родители, воспитатели, музыкальный руководитель
ЦЕЛЬ: создать условия для формирования у детей младшего дошкольного возраста духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному городу, дому, семье, детскому саду.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Образовательные:
Формировать у детей первичные представления о малой родине: семье, родном доме, детском саде, родном городе.
Упражнять детей в проявлении сострадания, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, и к тем, кто о них заботиться.
Развивающие:
Развивать у младших дошкольников основы научного познания, любознательность, творческий потенциал, воображение.
Развивать чувство сопричастности к жизни родного города, желание сохранить его чистым и красивым
Способствовать развитию интереса детей к поэтическому и музыкальному творчеству усть-илимцев.
Воспитательные:
Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
Пробудить в ребенке любовь к родной земле, родному городу
Способствовать созданию благополучной атмосферы в детском саду и дома, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
У детей в ходе реализации проекта сформируются интерес и знания о родном городе, семье, о людях, работающих в детском саду.
Дети научатся понимать смысл образного содержания стихов, пословиц, поговорок. Активизируется словарь детей.
Установятся более тесные взаимоотношения между детьми и родителями.
Активизируется желание родителей участвовать в жизни группы и детского сада.
Возрастёт компетентность родителейпо вопросам воспитания детей в семье, желание изучать историю Усть-Илимска
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
|
|
|
|
Анкетирование родителей. Подбор литературы. Подбор художественного слова, пословиц, поговорок, загадок, по теме проекта. Сбор наглядного материала, фотографий, иллюстраций для оформления фотоальбомов и стендов Подбор музыки, песен |
Педагоги Педагоги Родители, педагоги Родители, педагоги Музыкальный руководитель, педагоги |
|
|
|
|
Тема подпроекта: «Мой любимый детский сад» |
|
Реализация проекта через образовательные области |
||
|
Социально-коммуникативное развитие Поздравление сотрудников детского сада с Днём знаний. Экскурсии на пищеблок, в кабинет медсестры, прачечную. Беседы: «Кто работает в детском саду» «Как мы живем в детском саду» «Где живут наши игрушки» - учить детей находить место для игрушек, после игры расставлять игрушки по местам. Игра «Что есть в детском саду - учить перечислять предметы мебели, игрушки, указывая на них. «Назови ласково» - учить произносить имена друг друга в ласковой форме, Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек» - учить детей вежливому обращению, стимулировать игровое общение, побуждать общаться высказываниями из 2-3 простых фраз. Игра «Мешок игрушек»-развивать тактильное восприятие, формировать умение на ощупь узнавать предмет |
Дети, педагоги, родители Дети, педагоги Дети, педагоги Дети, педагоги Дети, педагоги Дети, педагоги Дети, педагоги Дети, педагоги |
|
Познавательно-речевое развитие Образовательная ситуация. «От шалости до беды - один шаг» Обучить навыкам составления коротких рассказов (при поддержке педагога и без нее), формам употребления в речи глаголов повелительного наклонения (например: «Не скачи!», «Не беги!»); Развивающая образовательная ситуация «Я беру игрушку»- сформировать представление о праве каждого ребенка на выбор игрушки; развивать коммуникативные навыки (умение обращаться с просьбой) Чтение художественной литературы: игровые инсценировки с игрушками по мотивам стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки». Разучивание считалок: «Один, два, три, четыре, пять, нам друзей не сосчитать...» «Жили-были сто ребят…» Разучивание пальчиковой игры «Наша группа» |
Дети, педагоги Дети, педагоги Родители, педагоги, дети |
|
Художественно-эстетическое развитие Развлечение «Как хорошо нам в нашей группе» - создать положительный эмоциональный настрой Разучивание песен: о детском саде, дружбе Изготовление сувениров для сотрудников детского сада |
Музыкальный руководитель, педагоги, дети Родители, педагоги, дети |
|
Взаимодействие с родителями «Мастерская добрых дел» с детьми и родителями - экологический субботник по благоустройству территории детского сада. Фотовыставка «Мой любимый детский сад» |
Родители, педагоги, дети Дети, родители, педагоги |
|
Тема подпроекта: Мой родной город Усть- Илимск |
|
Реализация проекта через образовательные области |
||
|
Социально-коммуникативное развитие Организация сюжетно-ролевых и строительных игр « Навстречу утренней заре, по Ангаре» «Мост через реку Ангару» Рассматривание фотографий с видами Усть- Илимска Просмотр слайд-фильмов, видеофильмов «Усть-Илимск» Дидактическая игра «Покажи кукле наш город» |
Дети, педагоги Дети Дети, педагоги |
|
Познавательно-речевое развитие Беседа о родном городе Изготовление интеллектуальной игры: «Укрась улицы Усть Илимска цветами», «Птицы Берёзовой рощи» Дидактической игры: «Собери герб и флаг» (разрезные картинки) Разучивание стихов о городе и реке Ангаре: Мы любим город Усть- Илим…», «Ангара река – воды чистые…», «Ангарский мост» Чтение стихов М. Сергеева «Мы в морозильнике живём». |
Дети, педагоги Педагоги Дети, педагоги Дети, педагоги, родители Педагоги, дети |
|
Художественно-эстетическое развитие Прослушивание песни «Что такое Усть-Илимск… Аппликация «Улица родного города» |
Музыкальный руководитель, педагоги, дети, родители |
|
Физическое развитие Составление правил безопасного поведения на улице. Разучивание народной подвижной игры «Бурундучки и полярная сова» |
Дети, родители, педагоги Дети, педагоги |
|
Взаимодействие с родителями Анкетирование родителей «Достопримечательности нашей Родины и Усть-Илимска» Консультация «Чем наш город знаменит» Фотогазета «Мой родной город» со стихами детей Усть- Илимска Изготовление книжек-малышек «Животные и птицы нашей тайги» Участие в экологической акции «Покормите птиц зимой» Совместное творчество: «Улица на которой я живу» Папка-передвижка «Первые чувства патриотизма» |
Родители, педагоги, Педагоги, родители Педагоги Родители, дети Родители, педагоги, дети Дети, родители, Педагоги, родители |
|
Тема подпроекта: Моя семья, мой родной дом |
|
|
||
|
Социально-коммуникативное развитие Рассматривание иллюстраций, открыток, посвященных теме «Семья» Цикл бесед на темы: «Кто живет в моей семье?», «Какая у меня мама?», «Что мама делает дома?», «Как мама заботится о нас?», «Как я могу заботиться о маме, папе?» Рассматривание сюжетной картины «Семья», семейных фотографий. Сюжетно - ролевые игры: «Дом», «Семья», «День рождения». Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо? », «Мои хорошие поступки», «Мое имя», «К нам гости пришли», «Кукла Таня идет в гости» Коммуникативные игры: «Назови ласково», «Скажи маме ласковое слово», «Поцелуйчики» |
Дети, педагоги Дети, педагоги Дети, педагоги Дети, педагоги Дети, педагоги Дети, педагоги Дети, педагоги Дети, педагоги Дети, педагоги |
|
Познавательно-речевое развитие Составление рассказа о семье по семейным фотографиям «С кем я живу», Чтение: "Моя бабушка», С. Капутикян; «Мой дедушка», Р. Гамзатов; «Мама», Ю. Яковлев; «Вместе тесно, врозь тесно» Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться», «Вот так мама», Е. Благинина; «Бабушкины руки», Л. Квитко; «Если был бы я девчонкой», Э. Успенский. Отгадывание загадок по теме: «Семья», «Родной дом» . Составление рассказов на тему: «Мое любимое занятие», «Что я делаю дома и в детском саду». Развивающая игра «Папа, мама, я» Образовательная ситуация «Взрослые и дети» (Волчкова и Степанова, стр267) Цель. Дать представление о нравственном поведении в отношении между взрослыми и детьми. Воспитывать доброе отношение к взрослым. Формировать уважение, доверие, взаимопонимание и желание взаимопомощи. Серия игр «Мамины помощники» самостоятельная деятельность Развивающая игра «Укрась сарафан» -развитие воображения, творческого мышления. Дидактическая игра «Залатай коврик» - помочь запомнить названия геометрических фигур, упражнять в сериации Разучивание стихов о маме, бабушке Пальчиковая гимнастика «Семья», «Дом для семьи», «Какая у нас семья», «Очки» Разучивание считалок: «Наша семья» Чтение стихов Олеси Емельяновой «Семейные традиции» |
Дети, педагоги, родители Дети, педагоги, родители Дети, педагоги, родители Дети Дети, педагоги Дети Дети, педагоги Дети, педагоги, родители Дети, педагоги |
|
Художественно-эстетическое развитие Рисование праздничных открыток мамам, бабушкам Совместное художественное творчество детей с родителями «Моя семья» Ручной труд из нетрадиционных материалов «Цветок для мамы» Разучивание песен о маме, танца для бабушки, частушек Концерт для мам и бабушек, посвящённый международному дню мамы Самостоятельная деятельность детей. Раскрашивание раскрасок по теме «Моя семья» |
Дети, педагоги Дети, родители Дети, педагоги Музыкальный руководитель, педагоги Дети |
|
Взаимодействие с родителями . Досуг в семье: выходные дни, семейные праздники. Организация концерта для мам Оформление папки-передвижки к международному дню ребёнка. Оформление стенда ко дню Мамы: «Моя маленькая мама» Оформление фотостенда «Моя семья» Рекомендации родителям по патриотическому воспитанию дошкольников Оформление альбома «Моя семья» «Семейные традиции» Оформление семейного альбома 11 группы Фотостенд « В детском садике родном очень дружно мы живём» Мультимедийная презентация «Мама» Просмотр семейного эссе |
Дети, родители Музыкальный руководитель, педагоги, дети, родители Педагоги Родители, педагоги Педагоги Педагоги Педагоги, дети Родители, педагоги Педагоги Педагоги, родители |
Декабрь |
Ко дню рождения города. «Заочное путешествие по городу Усть-Илимску». Для родителей: мультимедийная презентация «От Илимского острога до города Усть-Илимска» Участие в новогодних выставках Мастерская добрых дел. Украшение группы к Новому году Новогодний праздник, стихи, подарки, костюмы (подготовка) |
Дети, педагоги Обрезкова Л.Б. Родители Родители Музыкальный руководитель, педагоги, дети, родители |
Январь |
Рождественские посиделки «Прощание с новогодней ёлочкой» Самостоятельная деятельность. Лепка «Приготовим праздничное угощение для друзей» Беседа «Как мы дома отмечали Новый год» |
Дети, родители, педагоги Дети Дети, педагоги |
|
|
|
|
Социально-коммуникативное развитие Образовательная деятельность «Моя любимая мама» Волчкова и Степанова с.257 Дидактические игры: «Бусы для мамы, «Мамины помощники», «Собери букет для мамы», «Подарки для мамы», «Поможем маме приготовить обед» |
Дети, педагоги Дети, педагоги |
|
Познавательно-речевое развитие Образовательная деятельность «Я и моя мама» Задачи: Развивать у детей доброе отношение и любовь к своей маме. Вызвать чувство гордости и радости за дела и поступки родного человека, чувство благодарности за заботу. Закрепить умение работать со схемами. Волчкова с. 255 Чтение рассказа Д. Габе «Мама», Т.Виеру «Мамин портрет», Е.Благинина «Вот какая мама», Я.Аким «Мама» |
Дети, педагоги Дети, родители, педагоги |
|
Художественно-эстетическое развитие Рисование «Цветы для мамочки (поздравительные открытки)». Задачи: Вызвать желание нарисовать картину в подарок на 8-е марта. Учить рисовать цветы на основе представления о внешнем виде растений (венчик, стебель, листья). Упражнять в технике рисования гуашевыми красками: сочетать разные формы и линии, самостоятельно выбирать цвет и размер кисточек. Развивать чувство формы и цвета. Воспитывать заботливое отношение к маме, желание порадовать. (Лыкова, с. 106) Аппликация «Букет цветов для мамочки» (Лыкова, с. 104) |
Дети, педагоги Дети, педагог |
|
Взаимодействие с родителями «Праздник бабушек и мам» Фотовыставка «Мамины помощники» |
Музыкальный руководитель, педагоги, дети, родители Дети, педагоги, родители |
|
|
|
|
Ко дню Победы собрать материал «Мой прадедушка, моя прабабушка – участники войны» - оформить стенд Принять участие в акции «Цветок Победы - сирень», посадить куст сирени на участке детского сада Рисование (техникой набрызг )« Праздничный салют» Ко Дню семьи презентация продуктов проектной деятельности Спортивный семейный праздник |
Педагоги, родители Педагоги, родители, дети Педагоги, дети Педагоги Музыкальный руководитель, педагоги, дети, родители |