Забота о всестороннем развитии ребенка, внимание к его воспитанию, совершенствованию личностных качеств — все это входит в круг важнейших проблем нравственного воспитания дошкольника. Совершенно одинаковых детей нет: даже близнецы отличаются друг от друга. Дети поражают нас своеобразием поведения, интересов, способностей. Задачи воспитания при этом остаются неизменными для всех.
- Как в конкретных случаях найти необходимые средства
- педагогического воздействия?
- Как направить педагогические усилия на достижение
- лучших результатов в познании мира детей?
Большую часть времени в дошкольном учреждении дети проводят в различных процессах бытовой деятельности: умываются, одеваются, общаются друг с другом и т. д. В младшей группе педагог, индивидуально занимаясь с ребенком, приучает его соблюдать элементарные гигиенические навыки и нормы культурного поведения. Воспитатель разъясняет малышам правила поведения общих местах: не толкаться, не шуметь, не мешать, не задерживать других. Каждый день, на конкретных примерах воспитатель учит детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными друг к другу, не используя при этом крик, нажим, нравоучения.
Большое внимание уделяется формированию целенаправленности и устойчивости поведения. Нельзя допускать беспорядочного действия то с одним, то с другим предметом, нужно побуждать детей к проявлению усилий для достижения поставленной цели, а в случае необходимости помочь действием или советом.
Одеваясь и раздеваясь, дети сначала проявляют беспомощность. Нужно формировать у них умение соблюдать определенную последовательность действий, развивать понимание очередности одевания (раздевания), складывать одежду в определенном месте. Для этого полезно просматривать с детьми сюжетные картинки, на которых изображены определенные действия форм самообслуживания.
Для формирования самостоятельности и желания проявлять ее очень хорошо использовать игрушки, кукольный театр, организовывать игровые ситуации с куклами: одеть куклу, раздеть, умыть, накормить, уложить спать. Использование небольших отрывков из художественных произведений, стихов, песен, потешек, прибауток оказывает на детей большее воздействие, чем уговоры, и, тем более приказы, требования.
В повседневной жизни детей в детском саду есть много возможностей для воспитания бережного отношения к окружающим предметам. Умение аккуратно пользоваться личными вещами вырабатывается куда быстрее, чем отношение к окружающим вещам: игрушкам, предметам повседневного обихода, пособиям и дидактическому материалу. Поэтому важная задача воспитателя — воспитывать у детей уже с раннего возраста бережное отношение и сохранение не только личных вещей, но и чужих: не пачкать одежду, обувь во время игр и занятий, не терять игрушки, не разбрасывать их, аккуратно складывать на место, не рвать, не ломать, бережно относиться ко всему окружающему.
Для повышения активности и сознательности дошкольников, усиления интереса к самостоятельной деятельности, от воспитателя требуется такое построение своей работы, которая обеспечит дальнейшее нравственное развитие каждого ребенка. У детей расширяется круг общения с взрослыми, со сверстниками, накапливается определенный опыт. Позиция воспитателя — наблюдение за новыми достижениями детей, исправление неудач. Вместе с тем воспитатель призывает детей следить за своим собственным поведением, стараться быть вежливым, внимательным, общительным со своими товарищами.
Педагогу необходимо обращать особое внимание на воспитание у детей самостоятельности, волевых качеств (дети учатся убирать на место игрушки, раскладывать ложки, убирать за собой чайную посуду, кормить птичек, рыбок, поливать растения и др.). Распределение заданий проходит в течение всего дня, поэтому от воспитателя требуется тщательное продумывание трудовых поручений. Воспитание самостоятельности и трудолюбия лаконично сочетается с формированием аккуратности и бережливости.
Формирование у детей любви к своей семье и близким происходит посредством использования конкретных фактов проявления к детям внимания и заботы к детям со стороны мамы, папы, воспитателей, няни, медицинской сестры и т. д. Детям предлагается подготовить подарок ко дню рождения мамы, напоминает о необходимости уступить место бабушке, порадовать ее. При систематической работе дети привыкают к вежливому обращению, начинают считаться с интересами взрослых, уместно употребляют слова «пожалуйста» и «спасибо». Важно формировать правила поведения при разговоре со старшими: не перебивать, отвечать на задаваемые вопросы, не кривляться, обращаться на «вы» — воспитывая тем самым чувство уважения и признательности к людям.
Отзывчивость — еще одна из задач нравственного воспитания детей. ЕЕ формирование начинается с начала общения с детьми: совместная уборка групповой комнаты или участка, стирка кукольного белья, уход за птицами, животными, растениями и т. д.
В повседневной жизни дети усваивают многие правила и навыки. В условиях общественного дошкольного воспитания усвоение правил особенно важно: они помогают детям знакомиться с нормами общежития и делают их жизнь более слаженной, упорядоченной.