Лексическая тема "Деревья и кустарники"

  1. Расширение словарного запаса:
  • Существительные: шиповник, смородина, малина, барбарис, боярышник, шипы, комочки, гроздья, ягоды, осина, рябина, липа, яблоня, ель, сосна, береза, почки, ветки, ствол, листья, плоды, семена, сережки, крона, верхушка, кора, корни, шишки.
  • Прилагательные: белоствольная, стройная, высокая, низкое, изящная, красивая, большое, резные, березовые, еловые, шуршащие, шершавая, ветвистое, вечнозеленое, развесистая, маленькие, зеленый, желтый, красный, колючий, гладкий, круглый, продолговатый, сладкие, кислые, зрелые, горькие, твердые, мягкие, сочные, полезные, лекарственные.
  • Глаголы: колется, растут, стоят, колышутся, опадают, зреют, качается, сорвать, собирать, цветет, украшает, летят, осыпается, шумят, садят, дрожит, поливать, удобрять, защищать.
  1. Учимся образовывать прилагательные от существительных: Береза – березовый. Ель – еловый. Рябина – рябиновый. Сосна – сосновая. Осина – осиновый. Смородина – смородиновый. Липа – липовый. Яблоня – яблоневый.
  2. Рассмотрите с детьми деревья и кустарники

рис.№1 и №1.1

  1. Расскажите ребёнку. Все растения можно разделить на три группы: деревья, кустарники и травы. Деревья - это самые крупные и самые долгоживущие представители живой природы. Они бывают высотой с десятиэтажный дом. Дерево состоит из трёх основных частей. Корни удерживают его в земле и всасывают воду и минеральные соли из почвы. Ствол и ветки разносят сок и поднимают листья к солнцу. Дерево становится выше и шире за счёт роста побегов и веток на верхушке. Стволы всех деревьев покрыты корой, которая защищает нежную внутреннюю часть дерева от высыхания и различных повреждений.
  2. Как отличить дерево от кустарника:

рис.№2

У дерева один ствол. Кустарники похожи на маленькие деревья, но отличаются от них тем, что имеют не один толстый ствол, как у дерева, а несколько тонких стволиков, соединяющихся вместе у основания.

  1. Рассказ про берёзу.

Рис.№3

Это береза. У нее белый, тонкий, стройный ствол. На ветках листья округлой формы. Питается береза с помощью корней. Береза — это большое лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу. В городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым. Из коры березы делают различные поделки. Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки. Зеленой береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом.

  1. Деревья бывают лиственные и хвойные

рис.№4

Лиственные деревья осенью сбрасывают листья, а весной листочки появляются снова. К лиственным деревьям относятся ива, липа, клён, дуб, берёза, тополь.

У хвойных деревьев вместо листьев - длинные тонкие иголочки, которые называются хвоинками, и они их осенью не сбрасывают, а остаются с хвоинками весь год. Весной у хвойных деревьев наряду со старыми хвоинками появляются новые молодые хвоинки. Вот почему хвойные деревья всегда зелёные. К хвойным деревьям относятся пихта, ель, сосна.

  1. Поговорите с детьми: для чего нужны деревья, какую пользу они приносят.

Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.

  1. Побеседуйте с ребенком по вопросам:
  • Какие деревья ты знаешь? (Лиственные и хвойные).
  • Где растут деревья?
  • Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, листья (хвоя), крона, плоды.) рис.№5
  • Отличаются ли деревья от кустарников? Чем?
  • Деревья живые или неживые?
  • Кто (или что) им помогает расти?

10. Поиграйте в игру "Чьи плоды?" рис.№6

  • Жёлуди растут на … (дубе);
  • грозди рябины растут на – рябине;
  • яблоки растут на – яблоне;
  • серёжки растут на – березе, ольхе;
  • круглая шишка на – сосне;
  • длинная шишка на – ели. И т. д.

11. Игра "Назови ласково": Сосна – сосенка. Береза – березка.(Иголка, Ветка, Шишка и т.д.)

  1. Игра «Угадай, про какое дерево я говорю?":
  • Стройная, кудрявая, белоствольная…(береза)
  • Грустная, печальная, плакучая…(ива)
  • Стройная, зеленая, колючая…(ель)
  • Крепкий, могучий, развесистый… (дуб).
  1. Чтение рассказа. Прочитайте детям рассказ по картинке, пусть ребенок попробует пересказать рассказ по картинке:

«У дома росла ель. На ели были шишки. Лена собирала шишки в мешок. Лена дала шишки маме. Мама сделала из шишек игрушки.»

рис.№7

  • Беседа по вопросам с ребенком:
  • Где росла ель?
  • Что сделала мама из шишек?
  • Какие бы вы игрушки смогли сделать из шишек?
  1. Загадки о деревьях:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево)

С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке. (Сосна)

Вроде сосен, вроде елок,

А зимою без иголок. (Лиственница)

Весной зеленела, летом загорела,

Осенью надела красные кораллы. (Рябина)

Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит,

Никому не говорит. (Ива)

Ее в лесу найдешь,

Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.(Ель)

Летом - снег! Просто смех!

Снег по городу летает,

Почему же он не тает? (Пух с тополя)

Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

  1. Онлайн раскраски: https://ped-kopilka.ru/obuchenie-malyshei/raskraski-dlja-detei/raskraski-po-teme-derevja-dlja-detei.html
  2. Лепка «Весеннее дерево»: https://kladraz.ru/blogs/marina-nikolaevna-gordienko/plastilinografija-vesene-derevo-dlja-detei-5-let-master-klas-s-poshagovym-foto.html
  3. Аппликация «Дерево»

 рис.№8

Материал и оборудование: изображения дерева, полоски коричневой и зелёной бумаги, ножницы, клей, кисточки, салфетки, листы бумаги с изображением стволов.

Посадите ребенка за стол. Спросите у ребенка: посмотри, перед тобой лежат полоски коричневой бумаги и зелёной бумаги, ножницы и наброски дерева на листе. Ствол уже есть, чего не хватает ещё на рисунке?

 Из коричневых полосок сделайте крону дерева, объясните ребёнку: посмотри как (коричневыми полосками заклеиваем весь нарисованный заранее ствол нашего дерева). Берём зелёные полоски и нарезаем на квадратики, это будут у нас листья. Потом берём кисть, намазываем помаленьку дерево клеем и приклеиваем листики, так делаем, пока ваше дерево не будет готово.

  1. Рисование «Деревья и кустарники»

 рис.№9 и рис. №9.1

Уважаемые родители, обратите внимание, как ребенок держит карандаш:

держать карандаш тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), сильно не сжимая, не близко к отточенному концу; рисовать большую линию сверху вниз, рука с карандашом идет сбоку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука – внизу линии, линию рисовать сразу, не останавливаясь и не отнимая карандаша от бумаги;  добиться правильной посадки при рисовании.

  1. Здесь вы найдете интересное видео о деревьях:
Фотографии воспитанников и сотрудников ДОУ, а также другая информация, представленная на официальном сайте МБДОУ "Детский сад №24 "Красная шапочка", размещена с личного согласия (сотрудника, родителей, законных представителей воспитанников) и не противоречит Федеральному закону "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ.