«Насекомые»
- Познакомить ребенка с названиями насекомых, закрепить в словаре обобщающее понятие «насекомые», в парке, в сквере или во дворе вместе с ребенком найти и рассмотреть насекомых: пчелу, муравья, кузнечика, стрекозу, бабочку, божью коровку, жуков, муху, комара; учить ребенка бережному отношению к природе.
- Рассмотреть иллюстрации с изображением насекомых и обсудить их внешний вид.
- Объяснить ребенку понятие «хищные насекомые» (стрекоза, муравей, божья коровка, кузнечик, паук), рассказать, чем питаются хищные насекомые (насекомыми, личинками насекомых). Рассказать, чем питаются другие насекомые: пчелы, бабочки – нектаром цветов; мухи, тараканы – остатками пищи человека.
- Рассказать о том, какую пользу приносят насекомые:
- людям: пчелы дают мед, воск.
- лесу: муравьи, божьи коровки уничтожают вредных насекомых; пчелы, бабочки – опыляют растения.
- животным и птицам: муравьи, комары, мухи, бабочки служат для них кормом.
- Рассказать о том, какой вред наносят насекомые:
- людям: мухи, тараканы, комары больно кусают, разносят опасные болезни.
- лесу: жуки-короеды повреждают кору деревьев. Гусеницы объедают листья растений.
- животным и птицам: комары, слепни и блохи больно кусают.
Дети должны усвоить: образ жизни насекомых; чем они питаются; маскировка насекомых; их строение (голова, усы, крылья, шесть лапок или восемь у паука); где живут (норка, улей, дупло, муравейник); их вред и польза.
- Расширение словарного запаса:
- Существительные: оса, пчела, муха, шмель, бабочка, муравей, кузнечик, комар, стрекоза, божья коровка, паук, майский жук, жук-плавунец, водомерки, жук-щелкун, жук-слоник, панцирь, лапки, брюшко, усики, крылья, хоботок, пыльца, спинка, жало.
- Прилагательные: полезные, вредные, шестиногий, красивая, яркая, пестрая, пятнистая, разноцветная, дружные, трудолюбивые, осторожные, блестящие, жужжащие, защитная окраска, ядовитые.
- Глаголы: летает, жужжит, жалит, кусает, собирает, опыляет, охраняют, порхают, ползут, стрекочет, звенит, уничтожает, плетет, ест, плавает, бегает, прыгает, пищит, строит, откладывает, засыпает.
- Отгадать загадку и выучить по выбору.
- Не зверь, не птица, а нос как спица. (Комар)
- Много мастеров срубили избу без углов. (Муравей)
- Спал цветок и вдруг проснулся: больше спать не захотел, Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел. (Бабочка)
- Шевелнулись у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел (бабочка)
- Чёрен да не ворон, рогат да не бык, с крыльями, а не птица (жук)
- Одежды не шью, а ткань тку. (Паук)
- Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик (стрекоза)
- Мы - лесные жители, мудрые строители, Из иголок всей артелью строим дом себе под елью (муравьи).
- Упражнения для пальчиков.
Я веселый майский жук.
Знаю все сады вокруг.
Над лужайками кружу,
а зовут меня Жужу.
Не кусай, комарик злой!
Я уже бегу домой.
Пчела села на цветок,
пьет она душистый сок.
Дружно пальчики считаем (сжимаем и разжимаем пальцы)
Насекомых называем
Бабочка, кузнечик, муха (поочерёдно сгибаем пальцы в кулачок)
Это жук с зелёным брюхом (поочерёдно сгибая пальцы в кулачок, начиная с большого)
Это кто же тут звенит?
Ой. Сюда комар летит (вращают мизинцем)
Прячьтесь!
- Выучить физминутку:
Утром бабочка проснулась (трут глазки)
Улыбнулась, потянулась (улыбаются, потягиваются)
Раз - росой она умылась (умываются)
Два - изящно покружилась (кружатся)
Три - нагнулась и присела (нагибаются и приседают)
А четыре – улетела (летят)
- Выложить из счётных палочек бабочку.
- Выучить стихотворение В. Леонова «На лугу»:
На лугу трещит кузнечик,
В небе бабочка парит,
На цветке мохнатый, громкий,
Полосатый шмель жужжит.
Насекомые летают,
Скачут, ползают, парят,
Красотой нас удивляют,
Пользу так же принося
«Полевые и садовые цветы»
- Рассмотреть цветочные растения и их части: цветок, стебель, лист, корень (на картинках, иллюстрациях и в природе). Обратить внимание на цвет и запах (аромат) цветов.
- Объясните детям, что такое луг и сад, их различие и сходство.
- Рассказать, что есть цветы, которые растут в саду (садовые): нарцисс, гвоздика, пион, астра, роза, тюльпан, …. Есть цветы, которые растут на полянках (полевые): мать-и-мачеха, одуванчик, ромашка, колокольчик, ландыш, незабудка, … Объяснить, что полевые и луговые цветы вырастают сами, их не растит человек. И есть цветы садовые, комнатные, за которыми надо ухаживать.
- Игра «Подбери действие»:
- Цветы (что делают) - растут, цветут, пахнут, расцветают, распускаются, вянут.
- Люди с цветами (что делают) – выращивают, высаживают, садят, поливают, ухаживают, рыхлят, пересаживают, полют, срезают, любуются, рвут, срезают, нюхают, рисуют.
- Расскажите, ребенку из каких частей состоит растение: «У растения в земле прячется корешок, от корешка идёт стебель. На стебле есть листья и цветы. Все они ему нужны и важны».
- Отгадайте и выучите с ребёнком загадку:
Ах, звоночки – синий цвет,
С язычком, а звону нет. (Колокольчик)
- Игра «Посчитай, сколько»: Одна ромашка, две ромашки... 5 ромашек. (колокольчик, гвоздика, одуванчик, василёк, роза, тюльпан и.т.д.)
- Игра «Скажи со словом «много»: Цветок - много цветков (Ландыш, Трава, Мак, Колокольчик, Астра, Ромашка, Роза, Одуванчик, Тюльпан, Незабудка, Нарцисс и т.д.)
- Литература для чтения детям:
- А. Платонов «Неизвестный цветок»
- В. Катаев «Цветик – семицветик»
- Е. Благинина «Черёмуха», «Одуванчик»
- Е. Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудка», «Подснежник»
- Л. Воронкова «Золотые ключики»
- М. Пришвин «Золотой луг»
- Н. Павлова «Жёлтый, белый, лиловый», «Под кустом»
- Н. Сладков «Весенние радости»
- С. Аксаков «Аленький цветочек»
- Э. Шим «Солнечная капля»
- А. Толстой «Иван да Марья»
- В. Александров «Август, август»
- В. Бахревский «Сокровенный цветок»
- В. Бианки «Лесные домишки»
- М. Пришвин «Роса»
- Рисование по теме луг и сад для детей 5 лет https://www.youtube.com/watch?v=AjSqyZw9vVA
- Лепка "Кувшинчик" https://www.youtube.com/watch?v=5lFGZGaXZ-M
- Аппликация «Одуванчик» https://www.youtube.com/watch?v=tOxbBQ4lU88