Режим работы мозга не зависит от того, цифровой или аналоговый
контент Вы потребляете. Он зависит от того, как Вы это делаете.
Наталия Романова-Африкантова
В современном мире - в мире цифровых технологий - гадежты занимают важное место для любого человека. Большинство из нас не могут представить свою жизнь без них. Дети с рождения окружены электронными устройствами. Это простой способ получить положительные эмоции, не затрачивая усилий. Всего пара нажатий на пульт или на экран, и человек оказывается в ярком мире с большим потоком информации, где все происходит очень динамично. Динамика поглощает детей, потому что это легко и весело.
Сначала родители дают детям гаджеты с разными целями: для развития, для переключения внимания при капризах, когда нужно долго ждать, или просто, чтобы выкроить для себя свободное время. Потом ребенок уже требует включить мультики, поиграть на телефоне, зависает в YouTube, TikTok и компьютерных играх. Многие из приложений, совершенно не продходят ему по возрасту, содержанию. Поэтому очень важно помочь выстроить здоровые отношения с гаджетами и привить «цифровую» этику. Ниже несколько советов, которые в этом помогут:
1. Не запрещайте – ищите другие варианты. Хотите, чтобы ребенок "отлип" от планшета? Не кричите, не вырывайте гаджет из рук, а спокойно предлагайте альтернативу. Такой подход избавит вас от ссор и истерик и поможет сохранить теплые отношения. Например, позовите его помочь вам готовить или предложите вместе сходить в магазин.
2. Научите использовать гаджет правильно. Объясните ребенку как пользоваться интернетом и вместе с тем развиваться. Например, вашему ребенку нравятся динозавры, но вы не можете в деталях рассказать ему события доисторических времен. Найдите в интернете документальный фильм или мультфильм про динозавров и пусть ребенок посмотрит, а вы займетесь делами. После вы можете спросить у него, что интересного он узнал или предложить игру по теме. Например, можно попробовать нарисовать понравившегося динозавра или слепить его из пластилина.
3. Установите определенный лимит времени. Ориентируясь на возраст ребенка, определите допустимое время, которое ваш ребенок может проводить в руках с телефоном. По мере взросления – это время можно увеличить. Но не забывайте также про реальную жизнь.
С учетом физиологических особенностей, рекомендуемое для детей время мобильной игры:
3−4 года — не более 10−15 минут 1−3 раза в неделю;
5−6 лет — до 15 минут непрерывно 1 раз в день;
7−8 лет — до 30 минут 1 раз в день;
9−10 лет — до 30−40 минут 1−3 раза в день.
4. Воспитывайте в ребенке самостоятельность и ответственность. Ответственному ребенку проще будет расставить приоритеты и отложить гаджет в сторону. А если ребенок в нужный момент сможет оторваться от любимой игрушки, то и вреда от этого не будет. Например, вы разрешаете ребенку пользоваться гаджетом около 1,5 – 2 часов в день. Позвольте ему самостоятельно устанавливать таймер и отслеживать это время. При этом скажите, если он не справится сам, то вы сами будете контролировать его.
5. Следите за контентом. Пусть ребенок использует гаджеты больше в образовательных целях. Следите, чтобы у него в приоритете были развивающие игры, документальные детские фильмы или мультики, которые развивают познавательный интерес и логическое мышление.Таким образом, использование гаджета будет только во благо.
6. Предупреждайте об опасности. Начните с детства рассказывать о том, с чем можно столкнуться в интернете. Как говорится – предупрежден, значит, вооружен. Например, что не всей информации стоит верить, что не стоит заводить сомнительные знакомства в социальных сетях. Но разговоры про знакомства – это для детей постарше.
Педагоги нашей группы предлагают возможность экологичного использования гаджетов детьми. Ими были разработаны развивающие онлайн игры в соответствии с возрастом детей:
- Игра на классификацию "Домашние и дикие животные" https://learningapps.org/watch?v=pgkhrgjs521
- Игра на классификацию "На что похоже? Геометрические фигуры" https://learningapps.org/watch?v=pgiwtjehc21
- Игра на установление соотвествия "Найди тень животного" https://learningapps.org/watch?v=pjozp430v21
- Игра на установление соответствия "Антонимы (глаголы)" https://learningapps.org/watch?v=px41hmtta21
- Заполнение таблицы соответсвий "Счет до 5" https://learningapps.org/watch?v=pf2ns5x2n21
Получить доступ к игре ребенок с помощью родителей может по ссылке в чате мессенджера Viber, либо отсканировав QR-код на стенде в премной группы. Онлайн игры помогают с удовольствием закрепить уже пройденный в детском саду материал.
Бобина О.А.