Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке, этот язык надо изучать.
Н. Г. Гарин-Михайловский
Наблюдая за явлениями и объектами природы, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов.
Дети видят вокруг себя многообразие растительного мира, но при этом остаются пассивными наблюдателями:
не зная правил ухода за растениями, особенностей влияния окружающей среды на них. Таким образом, возникла необходимость создать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Вид проекта: долгосрочный, познавательно - исследовательский, групповой
Участники проекта: дети 5 лет, воспитатели, родители
Срок реализации: апрель - октябрь 2017 г.
Цель проекта: Создание благоприятных условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию огородных растений.
Задачи:
- развивать и поддерживать интерес к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в условиях ДОУ;
- уточнить и систематизировать знания детей о многообразии культурных огородных растений, их отличительных особенностях, условиях жизни растений и способах ухода, о значимости овощей в жизни людей.
- воспитывать любовь и интерес к природе, бережное отношение к растениям, к своему труду и труду других людей.
- привлекать родителей к совместной, творческой деятельности: (изготовлению пособий, поделок, рисунков).
Предполагаемый результат:
- Расширение знаний детей по экологической культуре;
- Развитие у детей устойчивого интереса к представителям растительного мира;
- Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
- Формирование бережного отношения к природе;
- Развитие связной речи;
- Формирование уважительного отношения к своему труду и труду взрослых.
- Активное участие родителей в реализации проекта.
Погружение в проект
Что мы знаем? |
Что мы хотим узнать? |
Как узнаем? |
Могут пить. Они растут. У них есть корни, листья. Овощи можно есть, заготовки на зиму |
Почему растение растёт? Почему нужно поливать растения на огороде? Как нам помогает солнышко выращивать овощи? Какие условия необходимы для роста и развития растений? |
Спросим воспитателя. Спросим у взрослых. Прочитаем в книге. По телевизору. Спрошу маму. Посмотрим познавательные программы |
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап
На первом этапе подобрали и изучили методическую литературу. Создали предметно развивающей среду по теме проекта. Организовали родителей в участие проектной деятельности (подготовка участка, инвентаря, семян, рассады).
2. Основной этап, направленный на реализацию проекта
Форма работы |
Взаимодействие участников |
1.Опыты-наблюдения: «Строение растений», «Размножение, рост, развитие растений», «Условия всхожести семян». Эксперимент-наблюдение за ростом и развитием репчатого лука в разных условиях, рассматривание глазков картофеля, укропа, помидор, кабачков, гороха и фасоли. |
Дети, воспитатели, родители |
2.Продуктивная деятельность: Лепка: «Горох», «Дружная семейка» Рисование: «Витамины на грядке», «Лук», «Что нам осень подарила» Аппликация: «Консервируем овощи», «Корзинка для овощей и фруктов» |
Дети, воспитатели, родители |
3. Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Вершки и Корешки», «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Овощи-Фрукты», «Сад-Огород». |
Дети, воспитатели, родители |
4.Беседы с детьми: «Как выращивают овощи на огороде?» , «Полезные свойства лука», «Витамины для детей», «Овощи и фрукты» «Что мы знаем о картофеле», «Значение картофеля в жизни человека», «Лекарь в мундире», «Какой вырос у нас урожай?». |
Дети, воспитатели, родители |
5. Чтение художественной литературы: Дж. Родари «Приключения Чиполлино», Е. Жуковская «Ох уж, этот злющий лук!», загадки, пословицы и поговорки. |
Дети, воспитатели, родители |
6. Подвижные игры: «Горячая картошка», «Перенеси картошку», «Баба сеяла горох», «Кабачок», «Огород у нас в порядке», «Огородник», «Посади и собери картофель», «Вершки-корешки». |
Дети, воспитатели, родители |
7.Сюжетно-ролевые игры: «Магазин овощей», «Семья», «Садовник», «Дары осени», «У бабушки в деревни». |
Дети, воспитатели, родители |
- Заключительный этап
На заключительном этапе нашей проектной деятельности мы собрали урожай овощей, подготовили огород к зимнему сезону. В детском саду была организована ежегодная ярмарка - выставка «Дары осени» с участием родителей, подготовили мультимедийную презентацию проекта. Дошкольники приняли активное участие в развлечении «Осенние посиделки».
Во время проекта у детей были сформированы представления о многообразии семян, о строении культурных растений и о том, что растения отличаются друг от друга, что для роста и развития растению необходимы свет, тепло, вода, воздух, почва. Дети научились ухаживать за растениями (поливать, рыхлить), бережно относиться к растениям и уважительное отношение к труду взрослых. Родители приняли активное участие: оказали посильную помощь в благоустройстве огорода и ухода за ним, подготовили коллекцию семян, фотоальбом «Полезные овощи на грядке»; сборник стихов, загадок, пословиц.
Предметно-пространственная развивающая среда группы обогатилась оборудованием в уголке природы, демонстрационным материалом, дидактическими играми, художественной литературой.