Правильный выбор профессии позволяет
реализовать свой творческий потенциал,
избежать разочарования,
оградить себя и свою семью от нищеты
и неуверенности в завтрашнем дне.
Виктор Гюго
В соответствии с Концепцией развития системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодёжи Иркутской области до 2020 года, самостоятельный и ответственный профессиональный выбор - центральное звено в подготовке кадров для современной экономики. По данным научных исследований, осознанный выбор профессии существенно увеличивает производительность труда и уменьшает текучесть кадров. Выпускник, у которого сформирован необходимый набор компетенций профессионального самоопределения, готов к профессиональной мобильности в динамично меняющихся экономических условиях, в том числе и в наиболее сложных ситуациях, требующих от него организации самозанятости.
Важно понимать, что профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно уже в дошкольном детстве. На данном возрастном этапе происходит эмоционально-образное самоопределение профессиональных интересов ребенка. В дошкольном образовательном учреждении необходимо создавать условия для формирования у детей эмоционального отношения к профессиональному миру, предпосылок к трудовой деятельности. Исходя из изложенного выше, одной из наиболее актуальных задач организации образовательного процесса в подготовительной к школе группе является, на наш взгляд, проблема трудового воспитания, среди главных задач которого выступает формирование у детей представлений о профессиональной деятельности взрослых.
Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает ребенку дальнейшее вхождение в современный мир, приобщение к его ценностям. Углубленное изучение профессий через ознакомление с трудом своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждой специальности.
Вид проекта: групповой, исследовательски-творческий, долгосрочный.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы (6 - 7 лет), воспитатели; музыкальный руководитель; родители воспитанников.
Срок реализации проекта: сентябрь 2018 – май 2019 года.
Проблема: У детей подготовительной к школе группе «Родничок», довольно ограниченные представления о профессиях своих родителей, мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную, профессии своих предков. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка, появилась идея создать проект «Все работы хороши – выбирай на вкус».
Гипотеза: если мы начнём говорить о ценности труда и профессий с дошкольного детства, то наши дети научаться уважать труд человека любой профессии, гордиться профессиями своих родителей, а вопрос «Кем быть?» не застанет их врасплох.
Цель проекта: создать условия для формирования представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Задачи:
- расширять интерес дошкольников к профессиям, их разнообразию, углублять обобщенные представления о структуре трудового процесса, способствовать пониманию взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности, популяризации раннего профессионального ориентирования;
- поддерживать интерес родителей к совместным мероприятиям, привлекать к проведению совместных экскурсий на рабочие объекты;
- расширять навыки самостоятельной исследовательской деятельности воспитанников;
- обогащать словарный запас, развивать коммуникативные навыки детей;
- воспитывать у дошкольников эмоционально-положительное отношение к человеку труда, формировать представления о необходимости трудовой деятельности в жизни людей, воспитывать бережное и уважительное отношение к труду взрослых и результатам их труда.
Предполагаемые результаты:
- Сбор и систематизация материала по теме проекта;
- Информированность детей о профессиях и месте работы родителей, владение обобщающим понятием «профессия»;
- Обогащение словарного запаса, знание пословиц и поговорок о труде, орудиях труда, умение составления описательного рассказа о профессии;
- Использование детьми атрибутов по профессиональной принадлежности в сюжетно-ролевых играх;
- Повышение интереса родителей к образовательному процессу, к участию в жизни группы.