В период детства дети младшего возраста только начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года - осень, явлениях природы происходящих осенью, создавать опору для фиксации наблюдений: собирать природный материал для развития творчества, иллюстрации.

Именно поэтому для формирования представлений об осени  у детей младшего дошкольного возраста мною была выбрана проектная методика

Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением об осени - как времени года, её характерных признаках, развить творческие способности  , поисковую деятельность, связную речь.

Проект « Осень золотая » раскрывает малышам некоторые взаимосвязи живой и неживой природы, растений и животных, помогая понять, что человек – это часть природы. Он основывается на различных видах деятельности: наблюдение в природе, сенсорное обследование объектов природы; различные виды игр, игровые ситуации; изобразительная деятельность, ручной труд.

 Учитывая особенности детей младшего  возраста, такие как: наглядно-действенное мышление; минимальный жизненный опыт, а так же то, что малыш может понять только то, что находится непосредственно перед его глазами и с чем он может действовать сам, я решила привлечь к изучению темы «Осени» родителей, мотивируя их совершать с детьми целевые прогулки, изготовлять совместно с детьми поделки из природного материала, осуществлять подбор художественной литературы на заданную тему

Длительность проекта: краткосрочный  2 недели

Участники проекта: воспитатели, дети (с 3 до 4 лет), родители.

Тип проекта: творческий, групповой, информационный, индивидуально-ориентированный.

Срок реализации проекта:7.09.2015-19.09.2015

Цель проекта:

-Обратить внимание детей на красоту природы родного края, разнообразие осенних красок.

- Воспитывать бережное отношение к природе

Задачи проекта:

- Дать элементарные представление об осени, как времени года.

- Вызывать интерес к исследованию природы родного края.

- Формировать умение детей рассматривать иллюстрации, понимать их сюжет, отвечать на вопросы воспитателя.

- Побуждать детей выражать свои чувства и эмоции при помощи активной речи.

- Развивать творчество.

- Привлекать  родителей  к этому проекту.

- Воспитывать интерес к труду в природе, желание помогать взрослым.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный

Воспитатели:

  • Создать развивающую среду.
  • Организовывать работу с родителями.
  • Составлять план проекта, разрабатывать конспекты занятий.
  • Осуществлять подбор сюжетных картин и художественных произведений про осень.

Родители:

  • Совместно с детьми собирать природный материал для изготовления поделок.
  • Дома вместе с детьми изготавливать поделки из природного материала для выставки в детском саду.
  • Приносить фотографии детей для оформления стенгазеты «Ах, какая прелесть осень»

2 этап – основной (практический)

Для познавательного развития с детьми проводилась ежедневные беседы на темы: «Время года – осень», «Как изменилась одежда людей», «Какая сегодня погода», «Наши деревья» ,«Что мы видели по дороге в детский сад», «Дары осени» и другие  . Мы совместно с детьми и их родителями оформили альбом «Гербарии» и альбом поделок из природных материалов «Осенние фантазии».

Занимались художественной деятельностью  рисование ватными палочками «Ягодки на ветках; рисовали  ладошками «Мы грибочки соберем», «Куст рябинки», пластилинография «Чудо - грибочки», рисование с отпечатками листьев «Осенняя березка»

Дети с удовольствием  изготовили коллективную  аппликацию « Листопад»

Очень понравились ребятам   сюжетно-ролевые игры: «Одень куклу на прогулку» , «Магазин» (Игровая ситуация «Открылся овощной магазин») «Семья – Собираемся на прогулку в лес»

С  удовольствием играли  в дидактические игры: «Найди такой же листик» ,«Какое время года», «Что лежит в мешочке», «Вершки и корешки», «Четвертый лишний», «С какой ветки детки?»

Играли в подвижные игры: «Раздувайся пузырь» ,«Листопад» ,« У медведя во бору» ,«Поедем в лес» ,«Птички и дождик».

Каждый вечер читали разнообразные сказки и рассказы по данной теме:

Я. Тайц «По грибы по ягоды»

М. Пришвин «Листопад»

И. Токмакова  «Осенние листья»

« Репка» « Под грибом» В.Сутеев ,Мешок яблок

Прослушивали аудиозаписи П.Чайковского «Времена года» «Осень», детских музыкальных произведений.

Вместе с детьми посетили выставку «Прощай лето»

Ходили на экскурсии, целевые прогулки по территории детского сада , на которых наблюдали  за изменениями осенней природы  (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём),за красотой и богатством осенних красок , за деревьями, растущими на территории детского сада

Родители были нашими помощниками и участниками .Они с удовольствием приняли  участвовали в ярмарке « Прощай лето»,  сборе природного материала ,изготовлении поделок(из природного материала, овощей и фруктов ) , приносили фотографии и книги по теме .Для родителей были оформлены консультации «Изготовление поделок из природного материала», «Советы по формированию экологического воспитания у детей», «Как сберечь природу», регулярно выставлялась наглядная информация о работе по теме «Осень», выставки художественных работ и поделок ,выполненных детьми в самостоятельной и совместной с родителями деятельности .

3 этап – заключительный

Итогом нашей работы по проекту стала выставка  совместных работ родителей и детей по теме «Дары осени» из природного материала. Стенгазета «Ах, какая прелесть осень».

Во время реализации проекта дети стали проявлять интерес к сезонным изменениям в природе, участвовать в разговоре во время рассматривания иллюстраций и книг, отвечать на вопросы, эмоционально отзывчивы. В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров. Большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества и, знаний и умений у детей.

Презентация проекта

Фотографии воспитанников и сотрудников ДОУ, а также другая информация, представленная на официальном сайте МБДОУ "Детский сад №24 "Красная шапочка", размещена с личного согласия (сотрудника, родителей, законных представителей воспитанников) и не противоречит Федеральному закону "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ.