В период детства дети младшего возраста только начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года - осень, явлениях природы происходящих осенью, создавать опору для фиксации наблюдений: собирать природный материал для развития творчества, иллюстрации.
Именно поэтому для формирования представлений об осени у детей младшего дошкольного возраста мною была выбрана проектная методика
Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением об осени - как времени года, её характерных признаках, развить творческие способности , поисковую деятельность, связную речь.
Проект « Осень золотая » раскрывает малышам некоторые взаимосвязи живой и неживой природы, растений и животных, помогая понять, что человек – это часть природы. Он основывается на различных видах деятельности: наблюдение в природе, сенсорное обследование объектов природы; различные виды игр, игровые ситуации; изобразительная деятельность, ручной труд.
Учитывая особенности детей младшего возраста, такие как: наглядно-действенное мышление; минимальный жизненный опыт, а так же то, что малыш может понять только то, что находится непосредственно перед его глазами и с чем он может действовать сам, я решила привлечь к изучению темы «Осени» родителей, мотивируя их совершать с детьми целевые прогулки, изготовлять совместно с детьми поделки из природного материала, осуществлять подбор художественной литературы на заданную тему
Длительность проекта: краткосрочный 2 недели
Участники проекта: воспитатели, дети (с 3 до 4 лет), родители.
Тип проекта: творческий, групповой, информационный, индивидуально-ориентированный.
Срок реализации проекта:7.09.2015-19.09.2015
Цель проекта:
-Обратить внимание детей на красоту природы родного края, разнообразие осенних красок.
- Воспитывать бережное отношение к природе
Задачи проекта:
- Дать элементарные представление об осени, как времени года.
- Вызывать интерес к исследованию природы родного края.
- Формировать умение детей рассматривать иллюстрации, понимать их сюжет, отвечать на вопросы воспитателя.
- Побуждать детей выражать свои чувства и эмоции при помощи активной речи.
- Развивать творчество.
- Привлекать родителей к этому проекту.
- Воспитывать интерес к труду в природе, желание помогать взрослым.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
Воспитатели:
- Создать развивающую среду.
- Организовывать работу с родителями.
- Составлять план проекта, разрабатывать конспекты занятий.
- Осуществлять подбор сюжетных картин и художественных произведений про осень.
Родители:
- Совместно с детьми собирать природный материал для изготовления поделок.
- Дома вместе с детьми изготавливать поделки из природного материала для выставки в детском саду.
- Приносить фотографии детей для оформления стенгазеты «Ах, какая прелесть осень»
2 этап – основной (практический)
Для познавательного развития с детьми проводилась ежедневные беседы на темы: «Время года – осень», «Как изменилась одежда людей», «Какая сегодня погода», «Наши деревья» ,«Что мы видели по дороге в детский сад», «Дары осени» и другие . Мы совместно с детьми и их родителями оформили альбом «Гербарии» и альбом поделок из природных материалов «Осенние фантазии».
Занимались художественной деятельностью рисование ватными палочками «Ягодки на ветках; рисовали ладошками «Мы грибочки соберем», «Куст рябинки», пластилинография «Чудо - грибочки», рисование с отпечатками листьев «Осенняя березка»
Дети с удовольствием изготовили коллективную аппликацию « Листопад»
Очень понравились ребятам сюжетно-ролевые игры: «Одень куклу на прогулку» , «Магазин» (Игровая ситуация «Открылся овощной магазин») «Семья – Собираемся на прогулку в лес»
С удовольствием играли в дидактические игры: «Найди такой же листик» ,«Какое время года», «Что лежит в мешочке», «Вершки и корешки», «Четвертый лишний», «С какой ветки детки?»
Играли в подвижные игры: «Раздувайся пузырь» ,«Листопад» ,« У медведя во бору» ,«Поедем в лес» ,«Птички и дождик».
Каждый вечер читали разнообразные сказки и рассказы по данной теме:
Я. Тайц «По грибы по ягоды»
М. Пришвин «Листопад»
И. Токмакова «Осенние листья»
« Репка» « Под грибом» В.Сутеев ,Мешок яблок
Прослушивали аудиозаписи П.Чайковского «Времена года» «Осень», детских музыкальных произведений.
Вместе с детьми посетили выставку «Прощай лето»
Ходили на экскурсии, целевые прогулки по территории детского сада , на которых наблюдали за изменениями осенней природы (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём),за красотой и богатством осенних красок , за деревьями, растущими на территории детского сада
Родители были нашими помощниками и участниками .Они с удовольствием приняли участвовали в ярмарке « Прощай лето», сборе природного материала ,изготовлении поделок(из природного материала, овощей и фруктов ) , приносили фотографии и книги по теме .Для родителей были оформлены консультации «Изготовление поделок из природного материала», «Советы по формированию экологического воспитания у детей», «Как сберечь природу», регулярно выставлялась наглядная информация о работе по теме «Осень», выставки художественных работ и поделок ,выполненных детьми в самостоятельной и совместной с родителями деятельности .
3 этап – заключительный
Итогом нашей работы по проекту стала выставка совместных работ родителей и детей по теме «Дары осени» из природного материала. Стенгазета «Ах, какая прелесть осень».
Во время реализации проекта дети стали проявлять интерес к сезонным изменениям в природе, участвовать в разговоре во время рассматривания иллюстраций и книг, отвечать на вопросы, эмоционально отзывчивы. В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров. Большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества и, знаний и умений у детей.