Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизвестных тайн. Я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире.
В. Бианки
В настоящее время значительно повысилось внимание мировой общественности к проблеме экологического образования.
Формирование личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс, основным содержанием которого является формирование у ребенка социально-правильного отношения к природным явлениям и объектам, окружающим его. Такое отношение детей к природе строится на чувственном восприятии, эмоциональном отношении к ней, знании особенностей жизни, роста и развития.
Малыши – неутомимые исследователи окружающего мира, проявляющие повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно они познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.
Проект «Маленькие исследователи» нацелен на вовлечение детей в активную деятельность по изучению растительного мира по разным направлениям: проведение наблюдений, опытов, экспериментов.
Вид проекта: долгосрочный, исследовательский, групповой
Участники проекта: дети 4-5 лет, воспитатели, родители
Срок реализации: март-октябрь 2016 г.
Цель проекта: формирование у детей осознанно-правильного отношения к культурным растениям и представлений об их взаимосвязи с окружающей средой
Задачи:
- развивать и поддерживать интерес к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в условиях ДОУ;
- дать представления о размножении и последовательности действий во время посадки;
- воспитывать у детей чувство ответственности при уходе за растениями и бережное отношение к миру природы;
- привлекать родителей к совместной деятельности: изготовлению пособий, поделок, рисунков и т. п.
Предполагаемый результат:
- расширение знаний детей по экологической культуре;
- развитие у детей устойчивого интереса к представителям растительного мира;
- развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
- формирование бережного отношения к растительному миру;
- формирование уважительного отношения к труду;
- активное участие родителей в реализации проекта.
Долгосрочный проект «Маленькие исследователи» включает в себя подпроекты: «Цветы на подоконнике», «Зеленые горошинки», «Лук – зеленый друг», «Во саду ли, в огороде».
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный
С детьми была проведена беседа по погружению в проект с использование модели трех вопросов:
Что мы знаем про это? |
Что мы хотим узнать? |
Как мы узнаем? |
Цветы красивые. Могут пить. Цветы хорошо пахнут. Они растут. У них есть листья. Овощи можно есть |
Почему растение растёт? Из каких частей оно состоит? Как растение питается? За чем нам растения? |
Спросим воспитателя. Спросим у взрослых. Прочитаем в книге. По телевизору. Спрошу маму. |
Педагогами был подобран наглядно-дидактический материал, художественная литература и организована предметно-развивающая среда в группе.
2 этап. Основной
Основные направления реализации проекта представлены в таблице:
Название подпроекта |
Формы работы |
«Цветы на подоконнике» Цель: формирование у детей представлений о комнатных растениях, правилах ухода за ними, их значении, о роли человека в жизни растений. |
1. Беседы с детьми: «Строение комнатного растения», «Что необходимо растению для роста?», «Как ухаживать за комнатными растениями» 2. Пальчиковые игры: «Цветки», «Комнатные растения», «Бегония», «Фикус» 3. Чтение художественной литературы: Якуб Колас «Цветок», сборник стихотворений Е. Серовой «Наши цветы», сказка Б.Вовк «Чьи цветы лучше?» 4. Взаимодействие с родителями: опрос родителей «Есть ли у вас дома комнатные растения и ухаживают ли дети за ними?», консультация «Зелёный мир на окне», подбор необходимой литературы по уходу за цветами, выставка детских работ. 5. Пополнение развивающей среды: оборудование в уголке природы: лейки, тряпочки, тазы и ведерки, фартуки; демонстрационный альбом «Растения в нашей группе»; серия опытов на выявление потребностей растений во влаге, тепле, свете, почве; подборка иллюстраций. |
«Зеленые горошинки» Цель: формирование познавательного интереса и практических навыков выращивания растений из семян |
1. Беседы с детьми: «Полезные свойства гороха», «Для чего растению семена» 2. Опыты-наблюдения: «Условия всхожести семян», «Выращивание гороха в условиях группы и на участке» 3. Продуктивная деятельность: лепка «Горох», пластилинография «Дружная семейка» 4. Дидактические игры: «Проложи дорожку», «Четвертый лишний», «Чудесный мешочек», лото, пазлы 5. Чтение художественной литературы: Ш. Пьерро «Принцесса на горошине», стихи, загадки 6. Взаимодействие с родителями: создание кулинарной книги «Вкусный горох» |
«Лук – зеленый друг» Цель: формирование представлений об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста |
1. Беседы с детьми: «Полезные свойства лука», «Полезная пища», «Витамины для детей», «Овощи и фрукты» 2. Эксперимент-наблюдение за ростом и развитием репчатого лука 3. Продуктивная деятельность: рисование «Витамины на грядке», лепка «Лук» 4. Дидактические игры: «Овощи и фрукты», «Четвертый лишний», «Чудесный мешочек», «Вершки и Корешки» 5. Чтение художественной литературы: Дж.Родари «Приключения Чиполлино», Е. Жуковская «Ох уж, этот злющий лук!», загадки, пословицы и поговорки 6. Просмотр мультфильмов: «Чиполлино», «Лунтик. Лук» 7. Взаимодействие с родителями: консультация «Лук -лекарственное растение», сборник стихов и загадок о луке, сказки о луке, поделки из лука |
«Во саду ли, в огороде» Цель: расширение представлений детей о картофеле, его свойствах и условиях выращивания |
1. Беседы с детьми: «Что мы знаем о картофеле», «Значение картофеля в жизни человека», «Что можно приготовить из картофеля», «Лекарь в мундире» 2. Опыты: «Выделение крахмала из картофеля», «Соль и картофель», «Разные сорта картофеля», Рассматривание глазков картофеля через лупу 3. Продуктивная деятельность во взаимодействии со Школой искусств №2: рисование отпечатками картофеля «Подсолнух» 4. Подвижные игры: «Горячая картошка», «Во саду ли, в огороде», «Перенеси картошку» 5. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин овощей», «Семья» 6. Взаимодействие с родителями: консультация «Картофель-целитель», сборник стихов и загадок о картофеле, поделки из картофеля, просмотр мультфильмов |
3 этап. Заключительный
Итогом нашей проектной деятельности стали такие мероприятия, как развлечение «Праздник осени» и выставка-ярмарка «Дары осени».
Во время проекта у детей были сформированы представления о строении культурных растений и о том, что растения отличаются друг от друга. Дети на собственном опыте убедились, что для роста и развития растению необходимы свет, тепло, вода, воздух, почва. По мере своих сил и возможностей они участвовали в уходе за посадками, радовались первым всходам, наблюдали, как растет лук, горох, картофель, посаженные ими собственноручно. На протяжении всего проекта у детей формировалась ответственность и значимость своего труда.
Пространственная предметно-развивающая среда группы обогатилась оборудованием в уголке природы, демонстрационным материалом, дидактическими играми, художественной литературой, серией опытов на выявление потребностей растений во влаге, тепле, свете, почве.
У родителей возросла заинтересованность и активность в деятельности ДОУ.
Презентация проекта "Маленькие исследователи"