Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизвестных тайн. Я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире.

В. Бианки

В настоящее время значительно повысилось внимание мировой общественности к проблеме экологического образования.

Формирование личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс, основным содержанием которого является формирование у ребенка социально-правильного отношения к природным явлениям и объектам, окружающим его. Такое отношение детей к природе строится на чувственном восприятии, эмоциональном отношении к ней, знании особенностей жизни, роста и развития.

Малыши – неутомимые исследователи окружающего мира, проявляющие повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно они познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.

Проект «Маленькие исследователи» нацелен на вовлечение детей в активную деятельность по изучению растительного мира по разным направлениям: проведение наблюдений, опытов, экспериментов.

Вид проекта: долгосрочный, исследовательский, групповой

Участники проекта: дети 4-5 лет, воспитатели, родители

Срок реализации: март-октябрь 2016 г.

Цель проекта: формирование у детей осознанно-правильного отношения к культурным растениям и представлений об их взаимосвязи с окружающей средой

Задачи:

- развивать и поддерживать интерес к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в условиях ДОУ;

- дать представления о размножении и последовательности действий во время посадки;

- воспитывать у детей чувство ответственности при уходе за растениями и бережное отношение к миру природы;

- привлекать родителей к совместной деятельности: изготовлению пособий, поделок, рисунков и т. п.

Предполагаемый результат:

- расширение знаний детей по экологической культуре;

- развитие у детей устойчивого интереса к представителям растительного мира;

- развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;

- формирование бережного отношения к растительному миру;

- формирование уважительного отношения к труду;

- активное участие родителей в реализации проекта.

Долгосрочный проект «Маленькие исследователи» включает в себя подпроекты: «Цветы на подоконнике», «Зеленые горошинки», «Лук – зеленый друг», «Во саду ли, в огороде».

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный

С детьми была проведена беседа по погружению в проект с использование модели трех вопросов:

Что мы знаем про это?

Что мы хотим узнать?

Как мы узнаем?

Цветы красивые.

Могут пить.

Цветы хорошо пахнут.

Они растут.

У них есть листья.

Овощи можно есть

Почему растение растёт?

Из каких частей оно состоит?

Как растение питается?

За чем нам растения?

Спросим воспитателя.

Спросим у взрослых.

Прочитаем в книге.

По телевизору.

Спрошу маму.

Педагогами был подобран наглядно-дидактический материал, художественная литература и организована предметно-развивающая среда в группе.

2 этап. Основной

Основные направления реализации проекта представлены в таблице:

Название подпроекта

Формы работы

«Цветы на подоконнике»

Цель: формирование у детей представлений о комнатных растениях, правилах ухода за ними, их значении, о роли человека в жизни растений.

1. Беседы с детьми: «Строение комнатного растения», «Что необходимо растению для роста?», «Как ухаживать за комнатными растениями»

2. Пальчиковые игры: «Цветки», «Комнатные растения», «Бегония», «Фикус»

3. Чтение художественной литературы: Якуб Колас «Цветок», сборник стихотворений Е. Серовой «Наши цветы», сказка Б.Вовк «Чьи цветы лучше?»

4. Взаимодействие с родителями: опрос родителей «Есть ли у вас дома комнатные растения и ухаживают ли дети за ними?», консультация «Зелёный мир на окне», подбор необходимой литературы по уходу за цветами, выставка детских работ.

5. Пополнение развивающей среды: оборудование в уголке природы: лейки, тряпочки, тазы и ведерки, фартуки; демонстрационный альбом «Растения в нашей группе»; серия опытов на выявление потребностей растений во влаге, тепле, свете, почве; подборка иллюстраций.

«Зеленые горошинки»

Цель: формирование познавательного интереса и практических навыков выращивания растений из семян 

1. Беседы с детьми: «Полезные свойства гороха», «Для чего растению семена»

2. Опыты-наблюдения: «Условия всхожести семян», «Выращивание гороха в условиях группы и на участке»

3. Продуктивная деятельность: лепка «Горох», пластилинография «Дружная семейка»

4. Дидактические игры: «Проложи дорожку», «Четвертый лишний», «Чудесный мешочек», лото, пазлы

5. Чтение художественной литературы: Ш. Пьерро «Принцесса на горошине», стихи, загадки

6. Взаимодействие с родителями: создание кулинарной книги «Вкусный горох»

«Лук – зеленый друг»

Цель: формирование представлений об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста

1. Беседы с детьми: «Полезные свойства лука», «Полезная пища», «Витамины для детей», «Овощи и фрукты»

2. Эксперимент-наблюдение за ростом и развитием репчатого лука

3. Продуктивная деятельность: рисование «Витамины на грядке», лепка «Лук»

4. Дидактические игры: «Овощи и фрукты», «Четвертый лишний», «Чудесный мешочек», «Вершки и Корешки»

5. Чтение художественной литературы: Дж.Родари «Приключения Чиполлино», Е. Жуковская «Ох уж, этот злющий лук!», загадки, пословицы и поговорки

6. Просмотр мультфильмов: «Чиполлино», «Лунтик. Лук»

7. Взаимодействие с родителями: консультация «Лук -лекарственное растение», сборник стихов и загадок о луке, сказки о луке, поделки из лука

«Во саду ли, в огороде»

Цель: расширение представлений детей о картофеле, его свойствах и условиях выращивания

1. Беседы с детьми: «Что мы знаем о картофеле», «Значение картофеля в жизни человека», «Что можно приготовить из картофеля», «Лекарь в мундире»

2. Опыты: «Выделение крахмала из картофеля», «Соль и картофель», «Разные сорта картофеля», Рассматривание глазков картофеля через лупу

3. Продуктивная деятельность во взаимодействии со Школой искусств №2: рисование отпечатками картофеля «Подсолнух»

4. Подвижные игры: «Горячая картошка», «Во саду ли, в огороде», «Перенеси картошку»

5. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин овощей», «Семья»

6. Взаимодействие с родителями: консультация «Картофель-целитель», сборник стихов и загадок о картофеле,  поделки из картофеля, просмотр мультфильмов

3 этап. Заключительный

Итогом нашей проектной деятельности стали такие мероприятия, как развлечение «Праздник осени» и выставка-ярмарка «Дары осени».

Во время проекта у детей были сформированы представления о строении культурных растений и о том, что растения отличаются друг от друга. Дети на собственном опыте убедились, что для роста и развития растению необходимы свет, тепло, вода, воздух, почва. По мере своих сил и возможностей они участвовали в уходе за посадками, радовались первым всходам, наблюдали, как растет лук, горох, картофель, посаженные ими собственноручно. На протяжении всего проекта у детей формировалась ответственность и значимость своего труда.

Пространственная предметно-развивающая среда группы обогатилась оборудованием в уголке природы, демонстрационным материалом, дидактическими играми, художественной литературой, серией опытов на выявление потребностей растений во влаге, тепле, свете, почве.

У родителей возросла заинтересованность и активность в деятельности ДОУ.

Презентация проекта "Маленькие исследователи"

 

Фотографии воспитанников и сотрудников ДОУ, а также другая информация, представленная на официальном сайте МБДОУ "Детский сад №24 "Красная шапочка", размещена с личного согласия (сотрудника, родителей, законных представителей воспитанников) и не противоречит Федеральному закону "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ.