Он позволит детям больше узнать о березе, как о дереве, понять почему она является символом России. Воспитать желание беречь и любить русскую красавицу, обогатить чувственный опыт ребенка, его реальное представление об окружающем мире, вызывать желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране.
Вид проекта: групповой, исследовательский – творческий, долгосрочный
Участники проекта:
- дети средней группы
- воспитатели
- родители воспитанников
- музыкальный руководитель
Срок реализации проекта: октябрь – декабрь 2016 г.
Цель проекта:
Создание благоприятных условий для ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края.
Задачи:
- Развивать любознательность и наблюдательность;
- Расширять знания детей о дереве березе, его качествах, свойствах;
- Познакомить детей с приметами, поговорками, песнями, стихами, музыкальными произведениями и творчеством художников, связанными с березой;
- Воспитывать бережное отношение к миру природы;
- Привлекать родителей к совместной деятельности: изготовлению пособий, поделок, рисунков и т. п
Предполагаемый результат:
Развитие экологических представлений у детей посредствам проведения сюжетно – ролевых, подвижных игр, знакомства с художественной литературой, сбора информации для оформления мини музея, фотовыставки, наблюдений, экскурсий, образовательной деятельности.
Основные направления реализации проекта
1 этап. Погружение в проект
Идею с темой проекта дали сами дети. Изучая тему: «Символы России», у детей возник вопрос: «Почему берёза - символ России?».
2 этап. Планирование деятельности
Модель 3-х вопросов:
- Что мы знаем?
Берёза- это дерево.
Берёзка красивая.
Птички любят сидеть на берёзке.
Можно спрятаться от солнышка.
Тонкие ветки, белый ствол.
- Что мы хотим узнать?
Чем питается?
Почему берёзку все любят?
Зачем нужны деревья?
Какую пользу приносят деревья?
Почему птички любят берёзку?
Что можно сделать из берёзы?
А берёза лечит?
- Как мы узнаем?
Спросим у воспитателя.
Спрошу у родителей
Прочитаем в книге.
Узнаем из энциклопедии.
Расскажет воспитатель.
3 этап. Осуществление деятельности по решению проблемы.
1.Познавательно-исследовательская деятельность (сбор информации )
- Найти информацию в энциклопедиях, журналах и художественной литературе (история происхождения слова береза; березовое царство – хорошее лекарство) сборник загадок, стихов, пословиц, поговорок о березе;
- Берёза в народных приметах;
- Организация и проведение экскурсии в школу искусства №2;
- Организовать фотовыставку «Берёзки города Усть - Илимска»;
2. Работа с родителями
- Конкурс рисунков и поделок «Белая берёза под моим окном..»;
- Совместная экскурсия с родителями в большой парк нашего города;
- Сбор книжек для оформления книжной выставки «Белая берёза»;
- Папка-передвижка «Все о русской березе»;
- Изготовление дидактических игр по теме;%
- Сбор материала для мини-музея «Русская березка – символ России»;
- Оформление фотовыставки «Берёзы нашего города»;
3. Взаимодействие с учреждениями культуры:
- Школа искусств № 2
- Библиотека «Первоцвет»
Основные направления реализации проекта
Формы работы
|
Взаимодействие участников |
Чтение художественной литературы С.Воронин «Моя берёза», стихотворения С.Есенина «белая береза»;В. Бианки «Волшебная берёза» Пересказ русской народной сказки «Как коза избушку построила». Заучивание: А.Прокофьев «Люблю берёзку русскую» Пословицы, поговорки. |
Дети, воспитатели, родители |
Дидактические игры: «Что, где растёт?», «Домино из растений и цветов», «С какого дерева листочек», « Найди березку по коре» , « Найди березу по листьям». |
Дети, воспитатели |
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ «Раз, два, три- к дереву беги», «Кто больше соберет подберезовиков», игра эстафета «Кто быстрее» Подвижные (народные) игры: «Горелки», «Ручеек», «Плетень» |
Дети, воспитатели |
Сюжетно-ролевые игры « Путешествие в березовую рощу», «Семья» «В гостях у колобка», «Путешествие в лес» |
Дети, воспитатели |
Хороводные игры: « Береза», «Во поле береза стояла», «Аи, да берёзка» музыка Т. Попатенко. «В золоте берёзонька» |
Дети, воспитатели, Родители, музыкальный руководитель |
Познавательное занятие с элементами изобразительной деятельности «Люблю березку русскую» |
Дети, воспитатели |
Беседы: « С кем ты дружишь, березка?», «Почему березы белые?», «Какой ствол у березы?», «Что весной появилось на березке?» |
Дети, воспитатели, родители |
Пение «Песня о родине» слова Е. Карасёвой, музыка В. Елинек, пение русских народных песен « Во поле береза стояла», «У моей России длинные косички» Автор текста Соловьева Н., композитор Струве Г. У |
Дети, воспитатели, Родители, музыкальный руководитель |
Слушание «Ах ты, берёза» р. н. м. обработкам. Раухвергера. «Ах, ты береза» Раухвергера, «Ай, да березка» т.Попатенко. |
Дети, воспитатели, Родители, музыкальный руководитель |
Рассматривание коры березы, почек, листьев. |
Дети, воспитатели, родители |
Рассматривание картин художников: - Левитана И.И « Золотая осень», «Березовая роща» - Рылов А.А « Пейзаж с рекой» - Левитан И.И « Октябрь», Саврасов « Грачи прилетели», Грабарь И. Э. « Февральская лазурь», « Майский вечер» |
Дети, воспитатели |
Наблюдение на прогулке осенью, зимой, весной и летом. |
Дети, воспитатели, родители |
НОД по развитию речи «Русская береза – символ Родины моей» НОД о лекарственных свойствах березы «Домашний доктор» |
Дети, воспитатели |
Легенды и мифы о березе «Русская душа березы» |
Дети, воспитатели, родители |
Интегрированное занятие «Знакомство с государственными символами России» |
Дети, воспитатели |
Рисование Нетрадиционная техника рисования «Печать листьями» Рисование методом тычка в средней группе «Береза» |
Дети, воспитатели |
Аппликация: Коллективная аппликация "Украсим осеннее дерево", аппликации с элементами рисования «Осеннее дерево» Лепка «Подберезовик» |
Дети, воспитатели |
Просмотр презентаций: «Берёза –лекарь», «Тайны – березы», «Почему осенью с деревьев опадают листья?», «В гости к деревьям» |
Дети, воспитатели |
Взаимодействие с родителями Подбор иллюстраций, открыток, фото, вырезок из газет и журналов, загадок, пословиц и поговорок о березе; «Наш воскресный выходной» - экскурсия семьи в березовую рощу; Совместные беседы с детьми «Береги зеленого друга»; Рекомендации для родителей «Березкины слезки»; Организация творческой выставки «Береза – символ России»; Мини-музей «Русская берёзка –символ России»; Фотовыставка «Берёзы нашего города»; Праздник «Русская березка»; Посадка саженцев березы на экологической тропе детского сада. |
Дети, воспитатели, родители |
4 этап. Презентация
- Праздник русской березке «Люблю берёзку русскую».
- Посадка саженцев на экологической тропе детского сада.
Результаты проекта
- у детей сформировалась заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут пригодится им в жизни.
- сформировались знания о берёзе, как самом почитаемом дереве. Дети узнали о большом значении березы в жизни человека, а также о взаимосвязи берёзы с живой и неживой природой.
- познакомились с произведениями великих русских мастеров воспевавших березу.
- у родителей повысилась заинтересованность в помощи детям.
Вывод. В ходе занятий по проектной работе было выявлено, что дети стали более чутко относиться к родной природе, с трепетными чувствами отзываться о растительном мире своей страны. Данный проект обеспечил возможность познакомиться с ролью берёзы в культуре России, в традициях и обычаях народа и прийти к выводу, что «Береза – символ России». Дети узнали о значении березы в жизни человека, а также взаимосвязи березы с живой и неживой природой.