Развитие связной речи является одной из самых важных задач обучения дошкольников родному языку. Каждый ребенок должен содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Это поможет ему преодолевать молчаливость и застенчивость, быть общительным, уверенным в своих силах. В то же время речь ребенка должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Связная речь имеет две формы: диалогическую (разговор между двумя или несколькими людьми) и монологическую (речь одного человека).

Монологическая речь требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. Она требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования.  Умение связно говорить успешно развивается при целенаправленном руководстве взрослого, путем систематического обучения.

С ребенком пяти лет можно использовать совместный пересказ. Помощь взрослого заключается в напоминании фразы, подсказке забытого слова, которая обеспечит плавность пересказа, предупредит разрывы произведения на отдельные куски.

Понимание и осмысление прочитанных произведений в этом возрасте приобретает особое значение, но ребенку сложно еще самостоятельно проследить логическую последовательность сюжета, запомнить и точно передать языковые средства. Поэтому необходимо постепенно приучать его к поисковым вопросам, помогающим рассуждать. Внимание ребенка надо привлекать и к средствам выразительности языка.

Ребенку старшего дошкольного возраста можно предложить вопросы, показывающие отдельные смысловые отрезки поведения, а затем формируется план в виде указаний.

Одно из самых любимых занятий ребенка – рассматривание игрушки. Этим следует воспользоваться, чтобы побудить ребенка к высказыванию, составлению описательных рассказов.

На первых порах очень важен выбор игрушек для рассматривания и составления рассказа. Игрушки должны быть с ярко выраженными характерными особенностями (цвет, форма, размер), создавать настроение. При обучении описанию хорошо использовать загадки.

Более старшим детям можно предложить сравнить две игрушки (например, две куклы). Но прежде, чем сравнивать, ребенок должен внимательно рассмотреть обеих кукол: как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить, чем они похожи и чем отличаются.

Ребенок данного возраста может для составления рассказа пользоваться небольшим планом: «Сначала расскажи, как называется игрушка, какая она по цвету, величине, как с ней можно играть». Постепенно план можно усложнять, добавить такие вопросы, как «Из какого материала сделана игрушка? Нравится ли она тебе?»

Далее можно переходить к составлению небольших сюжетных рассказов по набору игрушек, позволяющих наметить простую сюжетную линию. Для рассказа вначале надо отобрать 2-3игрушки, чтобы ребенку было легче составить сюжет и включить в повествование всех действующих лиц, подобрать слова к действиям, использовать прямую речь. Позднее количество игрушек можно увеличить. Например, предложить ребенку такой набор: девочка, грибок, корзина, елочка, ежик. Пусть он подумает, что может произойти с девочкой в лесу, кого она может встретить. Взрослый для образца сначала  сам придумывает рассказ. А затем можно  предложить это сделать ребенку. Пусть ребенок для начала просто повторит рассказ взрослого. Но постепенно следует переходить к составлению рассказа ребенком самостоятельно.

После пяти лет, когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество. Помочь ребенку в придумывании рассказов и историй можно разными способами:

  • в название хорошо знакомой сказки добавить слово, обозначающее какой-либо предмет. Например: «Волк, семеро козлят и компьютер», «Мальчик с пальчик и паровоз»;
  • сюжет знакомой сказки переместить в другое время и пространство: «Жили-были старик со старухой в наши дни», «Красная Шапочка на необитаемом острове»;
  • предложить ребенку изменить концовку сказки, используя прием введения в сюжетное повествование какого-либо предмета, явления (например: медвежата из сказки «Два жадных медвежонка» съедают таблетку от жадности);
  • предложить заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев;
  • написать письмо своему любимому герою или автору сказки;
  • сочинить разговор сказочных персонажей по телефону;
  • придумать сказку по опорным словам, например: ласточка, девочка, кот, людоед;
  • рассказать историю от лица любимого героя или предмета;
  • описать одно и то же событие с разных точек зрения (например, от лица веселого и грустного человека);
  • очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить ребенку нарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это будет толчком для развития детского творчества.

Обучение рассказыванию влияет на все стороны речевого развития дошкольника, особенно на его речевую подготовку к школе.

Фотографии воспитанников и сотрудников ДОУ, а также другая информация, представленная на официальном сайте МБДОУ "Детский сад №24 "Красная шапочка", размещена с личного согласия (сотрудника, родителей, законных представителей воспитанников) и не противоречит Федеральному закону "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ.