Осень — одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. При изучении природных явлений педагог обращает внимание дошкольников на многие признаки различных времен года, учит прослеживать связь между ними. Знакомить детей с осенней природой важно начинать уже с первых дней учебного года. Знания в этой сфере (как и в любой другой) ребята получают постепенно, пополняя их год от года.

В старшей группе детей более подробно знакомят с доступными их пониманию связями в неживой природе, с причинами возникновения некоторых явлений, с влиянием неживой природы на жизнь растений и животных, труд человека. Это становится возможным потому, что на шестом году жизни ребенок уже способен сравнивать, обобщать признаки наблюдаемых предметов и явлений, самостоятельно мыслить. Развивается любознательность.

Уровень развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста достаточен для усвоения ими систематизированных знаний о сезонных изменениях в природе. Ребенку 5-6 лет доступно и осознание последовательности природных явлений. Поэтому в старшей группе у детей формируют обобщенное представление о временах года.

Уже в самом начале осени воспитатель обращает внимание дошкольников на признаки наступления этого сезона. Систематически (из окна комнаты, на прогулках и экскурсиях на природу) с детьми ведутся наблюдения за осенней погодой.

    

Поздней осенью внимание воспитанников фиксируется на том, что, когда они просыпаются утром, за окном темно. Подводите их к выводу, что дни стали короче (солнце всходит позднее, а садится раньше). Дети узнают причину изменения продолжительности дня и ночи, особенности погоды в данный сезон.

В этом возрасте они уже могут характеризовать состояние погоды: пасмурная, дождливая, холодная, ветреная, солнечная. Благодаря этим умениям, а также постоянным наблюдениям за погодой (утром и вечером заметно холоднее, чем днем; в середине и в конце осени холода усиливаются, лужи замерзают, крыши покрываются инеем) у детей формируются представления о влиянии солнца на смену дня и ночи, о его роли в жизни растений и животных, о том, что оно является источником света и тепла. Воспитатель объясняет, что в зависимости от положения земли относительно солнца сменяются времена года. Лучше всего для этого использовать модель «Путь солнца». В рассказе о пользе солнца для всего живого на земле поможет графическая модель «Кому нужно солнце».

В старшем дошкольном возрасте знакомят с цветами осенними: однолетние,

многолетние - «Найди его по описанию». Дети старшей группы сами участвуют в подготовке почвы (очищают цветник от сухих листьев, перекапывают).

Овощи: выставка овощей, привлечение детей к приготовлению овощного блюда.

Продолжается наблюдение за животными, птицами (зимними и перелетными).

Птицы улетают не от того, что холодно, ребята должны осознать связь между падением температуры и оттоком пернатых: похолодание — увядание растений - исчезновение насекомых - отлет птиц. Первыми улетают стрижи, ласточки. В начале осени журавли, а в конце скворцы, грачи, утки, гуси, лебеди. Зимующим птицам стало холодно, птицам не хватает пищи, их надо подкармливать.

 

Для уточнения и пополнения знаний воспитанников о временах года необходимо читать художественную литературу: К. Д. Ушинского «Осень»", Н. И. Сладкова «Осень на пороге», «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь» и др. В этих же целях хорошо зачитывать отрывки из соответствующих стихотворений и загадывать загадки.

Накопленные в процессе знания, конечно должны находить  отражение в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).

Дубровина Л.В.

Фотографии воспитанников и сотрудников ДОУ, а также другая информация, представленная на официальном сайте МБДОУ "Детский сад №24 "Красная шапочка", размещена с личного согласия (сотрудника, родителей, законных представителей воспитанников) и не противоречит Федеральному закону "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ.