Конспект образовательной деятельности по социально-нравственному развитию в старшей группе №08 «Смешарики»

«Дорогою добра!»

Подготовила воспитатель: Дубровина Любовь Витальевна.

Цель: создать условиядля формирования в сознании детей понятия  «доброта».

Задачи: 

  • расширить знание  детей о доброте и ее роли в жизни каждого человека;
  • продолжать формировать представление о том, что доброта, вежливость есть проявление красоты души;
  • расширить словарный запас детей;
  • подвести их к пониманию доброты, как основы взаимоотношений между людьми.

В начале занятия воспитатель предлагает детям пройти к стульчикам по двум дорожкам приготовленным заранее.( одна дорожка длинная и извилистая, другая короткая и прямая). Дети присаживаются на выбранные для себя стульчики.

Воспитатель: «Доброта». Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает.

- А как вы думаете, что такое «добро»? Доброта?(ответы). Знаете, а добро бывает разное. Одно добро - это сокровища: книги, картины, игрушки, драгоценности. Такое добро можно увидеть и даже потрогать руками. Другое добро можно услышать - это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Как вы думаете, что это за добро?(ответы)  доброта должна жить в ваших сердцах.

- Каждый человек должен иметь добрую душу, добрые слова, чтобы всем помогать, кто попал в беду и, конечно, всех любить. А как говорят о таких людях? Какие они?(ответы)Действительно, о таких людях говорят: «Это добрый человек». А добрые дела добрых людей называют добрыми поступками.

Воспитатель: А как вы понимаете выражение «быть добрым человеком»?

а) Быть заботливым, стараться сделать людям что-нибудь хорошее.

б) Разговаривать с людьми вежливо.

в) Если товарищ не знает, как правильно поступить или что-то сделать, надо показать ему, научить его.

г) Если человек добрый, он заметит, что что-то грустит, придумает, как развеселить человека, вместе с ним порадуется.

д) Добрый человек щедрый, делится всем, чем может, замечает, что кому-то нужна помощь.

е) Добрый человек уважает старших, не дерзит, не перебивает во время разговора.

ж) Он любит природу, бережно к ней относится.

з) Добрый человек заботится о родителях.

и) При разговоре с людьми смотрит в глаза ласково.

к) Добрый человек – добродушный.

Воспитатель: В словаре С.И. Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро – это все положительное, хорошее, полезное.

Воспитатель: В народе всегда относились к доброте по-особому. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно». Я буду называть 1-ю часть пословицы, а вы – вторую.

1. Делать добро - … (спеши).

2. На добрый привет - … (добрый ответ).

3. Про доброе дело - …. (говори смело).

4. Жизнь дана на - … (добрые дела).

5. Доброе слово человеку -… (что дождь в засуху).

6. Доброе слово железные ворота … (отворяет).

7. Добрые дела … (красят человека).

8. Без добрых дел … (нет доброго имени).

9. Злой не верит, что есть … (добрые люди).

- Дети вспомните слова и словосочетания, в которых «спряталось «добро». (Добродушный, доброта, добросердечный, доброжелательный, добрососедство, добропорядочный, доброго здоровья, добросовестный, добронравный, добрый день и т.д.)

Воспитатель : Я думаю, вы согласитесь со мной: если к человеку отнестись с добротой, то и ему в ответ захочется поделиться с другим человеком, словно улыбкой, своей добротой. Она такая добрая, ласковая, приветливая. Я хочу, чтобы вы все подружились с улыбкой.

Динамическая пауза «Если нравится тебе, то делай так»

Если нравится тебе, то делай так: хлоп-хлоп.(2 раза)

Если нравится тебе, то и другим ты покажи,

Если нравится тебе, то делай так: хлоп-хлоп.

Если нравится тебе, то делай так: шлеп-шлеп.(2 раза)

Если нравится тебе, то и другим ты покажи,

Если нравится тебе, то делай так: шлеп-шлеп. (по коленям)

Если нравится тебе, то делай так: тук-тук.(2 раза)

Если нравится тебе, то и другим ты покажи,

Если нравится тебе, то делай так: тук-тук.

Если нравится тебе, то делай так: топ-топ.(2 раза).

Если нравится тебе, то и другим ты покажи,

Если нравится тебе, то делай так: топ-топ.

Если нравится тебе, то делай так: ай-ай.(2 раза)

Если нравится тебе, то и другим ты покажи,

Если нравится тебе, то делай так: ай-ай.

(Качать головой вправо-влево. Руками поддерживать щеки.)

Если нравится тебе, то делай так: хлоп-хлоп, шлеп-шлеп, тук-тук, топ-топ, ай- ай.(2 раза)

Если нравится тебе, то и другим ты покажи,

Если нравится тебе, то делай так: хлоп-хлоп, шлеп-шлеп, тук-тук, топ-топ, ай-ай.

«Добрые сказки» .Педагог предлагает детям рассмотреть вопрос о добре и зле в русских народных сказках на примере образов героев.

Воспитатель: Сказки помогают нам понять, что такое добро и зло? Издавна фантазией людей были созданы представители зла. Кто это? ( Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Соловей-разбойник…).Почему?

- А кого из представителей добрых сил вы знаете? (Василиса Премудрая, Варвара-краса - длинная коса, Елена Прекрасная, Марья-искусница).Какие были они?

Всегда ли нам удается быть добрыми и терпеливыми? (ответы детей)

Познакомить детей с техникой отвлечения от гнева: глубокое дыхание, перестать думать о событие, учиться словами выражать своё настроение, использовать подушку и бумагу…)

Провести игру на формирование навыков альтернативы агрессии: «Обзывалки». Передавая мяч по кругу, предложить детям называть друг друга необидными словами. Это могут быть названия овощей, фруктов, цветов…

Игра–обсуждение проблемной ситуации. Детям предлагается повторить два типа ответов: агрессивный и уверенный человек.

1 ситуация - товарищ забыл вернуть любимую игрушку….

2 ситуация – наступили нечаянно на ногу…

3 ситуация – одному из детей не хватило кубиков для постройки…

Воспитатель: Ребята, помните две дорожки по которым вы пришли сюда, какую бы из них вы сравнили с дорогою добра и почему? (ответы детей)

- Дети внимательно послушайте стихотворение и скажите, с чем сравнивается доброта? (читают дети)

«Доброта» (Н. Тулупова)

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста

Не зависит доброта от цвета,

Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем не просто.

Не зависит доброта то роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Воспитатель : С чем бы еще вы сравнили доброту? (ответы детей). Давайте её нарисуем!

Звучит песня «Иди, мой друг, дорогою добра». (Автор текста Энтин Ю. КомпозиторМинков М.

Оформляется выставка рисунков.

Фотографии воспитанников и сотрудников ДОУ, а также другая информация, представленная на официальном сайте МБДОУ "Детский сад №24 "Красная шапочка", размещена с личного согласия (сотрудника, родителей, законных представителей воспитанников) и не противоречит Федеральному закону "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ.